Статья

Госсектор на CNews FORUM 2011: ход информатизации

Бизнес Конференции Информационное общество Законодательство Маркет

Процессы федеральной информатизации ведут к тому, что региональные ОГВ активно используют услуги "Ростелекома" (РТК), геоинформационные данные, сервисы и пр., а их представители подчеркивают важность создания различного рода межрегиональных центров компетенций и наличия мотивированного и квалифицированного персонала на местах для эффективного решения поставленных задач. При информатизации на региональном уровне, а также в конкретных федеральных ОГВ востребованы решения от самых различных поставщиков и разработчиков. Этому вопросу были посвящены многие выступления на CNews FORUM 2011.

Андрей Чучелов: Электронные услуги появятся только после налаженного межведомственного взаимодействия

Генеральный директор компании BSS Engineering Андрей Чучелов считает, что на сегодня главное достижение процесса информатизации государства – понимание чиновниками, что необходимы реально работающие системы по оказанию госуслуг.

CNews: Как вы оцениваете ход развития программы "Информационное общество"?

Андрей Чучелов: BSS Engineering предоставляет решения для реализации требований закона №210-ФЗ, поэтому экспертно оценивать исполнение программы "Информационное общество" мы можем именно как поставщик.

В недавнем прошлом требования почти ко всем аспектам, относящимся к вопросам реализации ФЗ-210, постоянно претерпевали изменения. Процесс автоматизации услуги напоминал скорее научно-исследовательскую работу. При этом весь цикл от разработки и согласования технологических карт до внедрения действующего (работающего) сервиса/услуги был подвержен влиянию внешних воздействий, как со стороны федеральных сервисов, так и со стороны отдельно взятых субъектов РФ в виду неоднозначности, уникальности требований в каждом из них.

Однако к середине осени наметилась тенденция к стабилизации и унификации процессов: заработали сервисы на федеральном уровне, региональные сегменты СМЭВ (Система межведомственного электронного взаимодействия) научились с ними взаимодействовать, заметно выросло число регионов, которые сориентировались по задачам и срокам.

Отсюда можно сделать вывод, что ведомствам стало очевидно: бумагами, не подкрепленными реально действующей в каждом из субъектов промышленной автоматизированной системой по оказанию государственных услуг, отделаться будет нельзя.

CNews: Какие меры могли бы, на ваш взгляд, повысить эффективность СМЭВ?

Андрей Чучелов: Можно долго говорить о технологических особенностях, достоинствах, недостатках тех или иных решений, использующихся разработчиками, задействованными в процессе. Но без организационной составляющей самые современные "облачные" и "безоблачные" разработки будут туманны, и работать смогут только на бумаге.

Прежде всего – это ответственность должностных лиц, отвечающих за процесс. Ответственность каждого на своем месте. Список персонально ответственных есть, и он доступен для понимания всем заинтересованным сторонам на региональном и федеральном уровне. Практические действия ответственных (как правило, уровень второго лица в регионе) должны отслеживаться и контролироваться не только главами регионов, но и регулирующими органами.

Также очень важен общественный контроль. Было бы разумно закрепить нормативно, чтобы качество исполнения госуслуги и уровень ее "электронизации" оценивались не только чиновниками, но и получателями этого сервиса, то есть гражданами. И в электронном виде, и в процессе ее получения. Статистика должна доводиться до регулирующих этот процесс ведомств с мгновенной обработкой и принятием персональных решений.

CNews: Как скоро, по вашим ожиданиям, начнется реальное внедрение УЭК?

Андрей Чучелов: УЭК (универсальная электронная карта) – это, прежде всего, способ получения госуслуг, удобный, эффективный механизм. Для ускорения начала его реального применения необходимо закончить, а где-то скорейшим образом начать внедрение региональных систем межведомственного электронного взаимодействия во взаимодействии со СМЭВ. Только после первых результатов по межведомственному взаимодействию появятся реальные электронные услуги, и, как следствие, – востребованность, обоснованность технологии УЭК.