Информатизированное образование 21 века: практика развитых стран

Современное общество требует глубокой подготовки всех его членов к использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в своей профессиональной деятельности. В связи с этим особую актуальность приобретает внедрение средств ИКТ в систему образования. На сегодняшний день наиболее развитыми странами уже накоплен  опыт первичной информатизации образовательной деятельности.

Высокие темпы развития информационных технологий стали причиной лавинообразного накопления информации. В этой связи возникает потребность в приобретении новых знаний и навыков для активного участия в жизнедеятельности общества. Таким образом, обучение становится непрерывным процессом, в котором каждый человек в той или иной мере участвует всю свою жизнь.

Необходимость информатизации системы образования

Традиционная система образования оказалась неспособной удовлетворить потребности людей в постоянном получении и совершенствовании знаний, которые оставались бы актуальными в любой момент времени. Ценность профессиональных навыков уменьшается с той же скоростью, с которой происходит обновление фактической информации. Одновременно происходит все большее обособление центров накопления информации, вследствие чего возникает фактическое неравенство людей в получении знаний.

«Очевидно, что решить проблему «образовательного неравенства» исключительно финансовыми и организационными мерами невозможно. Также невозможно, используя традиционные образовательные технологии, предоставить каждой школе, каждому классу, каждому вузу лучших преподавателей, лучшие образовательные программы, — сказал в интервью CNews Тагир Яппаров, президент Группы компаний Ай-Ти. — На мой взгляд, в развитии народного образования ХХI века ИТ могут сыграть уникальную роль. Технологии дистанционного обучения, доступ учащихся и учителей с помощью телекоммуникационных систем к курсам и авторским программам лучших педагогов России, электронным библиотекам уравняют шансы на получение качественного образования жителей Москвы и самого удаленного уголка нашей страны».

Необходимость перехода от традиционной системы образования к системе открытого непрерывного образования становится все более очевидной. Наиболее характерными чертами этой системы должны являться:

  • возможность выбора формы, содержания и темпов обучения;
  • доступность территориально распределенных источников информации;
  • дистанционное обучение, в т.ч. доступность лабораторного оборудования для учебных и научных целей.

Одновременно местоположение преподавателя и обучающегося должно перейти в разряд несущественных факторов.

Вышеназванные возможности могут быть реализованы посредством информационно-коммуникационных технологий. Их роль сводится к построению единого информационно-образовательного пространства между преподавателем и обучающимся. Последнему достаточно обладать персональным компьютером, подключенным к глобальной информационной сети (например, интернет).

Тенденции развития использования ИТ
в процессе обучения

Тенденции развития использования ИТ
в процессе обучения

Источник: конференция  «Образование в 21 веке»,
28.10.2005, презентация HP

В то же время, внедрение средств ИКТ в учебный процесс — лишь одна из составляющих процесса информатизации. Ее важность зависит от нескольких параметров, среди которых: готовность существующей системы образования к переходу на «электронные рельсы», уровень «цифрового неравенства», уровень квалификации преподавательского состава.

Примеры реализации

Конечным результатом информатизации образовательной системы является предоставление образования посредством дистанционного обучения (ДО, e-learning). При этом под системой дистанционного обучения может пониматься любая форма учебного процесса, когда преподавателя и слушателя разделяет существенное расстояние.

Помимо доступа к учебным материалам, такая система организации учебного процесса подразумевает возможность связи с преподавателем, получение консультации в режиме on-line, а также проверку знаний по окончании обучения.

«Существующие курсы повышения квалификации, рассчитанные на один или два месяца, обычно предполагают расход немалых средств, к тому же связаны с отрывом от работы, проживанием в Москве и так далее, — прокомментировал ситуацию Борис Логинов, директор Центральной научной медицинской библиотеки Московской медицинской академии (ЦНМБ ММА) им. Сеченова. — Использование метода дистанционного образования позволило бы значительную часть подготовки проводить на местах, знакомясь с новой литературой, осваивая новые методы, проверяя себя, контролируя полученные знания. Если приезжать только на экзамены и практические занятия, то это значительно сократило бы время пребывания в другом городе и, соответственно, затраты, связанные с этим».

Несмотря на общую идеологию, система дистанционного обучения (СДО) в развитых странах Запада имеет свои отличия. Можно выделить две концепции организации СДО: североамериканскую и европейскую.

Опыт США

Начало использования технологий дистанционного обучения в США принято относить к середине 60-х годов прошлого века. Именно тогда несколько инженерных колледжей начали использовать телевидение для предоставления учебных курсов слушателям. Эта инициатива привела к созданию Национального Технологического Университета (National Technological University) в 1984 году. К началу 90-х годов он превратился в консорциум из 40 университетов, предоставляющих слушателям инженерные дисциплины. Примечательно, что непосредственное участие в организации СДО в США приняли коммерческие корпорации. Таким образом, дистанционное обучение в этой стране развивалось в соответствии с требованиями и потребностями прямых работодателей и изначально носило коммерческий характер.

Уже в 1991 году суммарный доход Национального Технологического Университета составил $13,5 млн. К 1995 году через Систему Публичного Телевещания (Public Broadcasting System) в США обучалось более миллиона студентов.

Развитие компьютерных сетей передачи данных предоставило новый инструмент для передачи курсов ДО — Internet. На сегодняшний день Ассоциация дистанционного обучения США объединяет в своем составе более пяти тысяч учебных заведений. Совместно с Юнеско ведутся работы по организации распределенного университета, обучение в котором будет происходить независимо от границ, без ограничений по времени.

Типичным примером организации дистанционного обучения является Акронский университет. Здесь организовано взаимодействие на всех уровнях — включая видео- и звуковую связь, совместное использование документов и других средств. Сегодня в рамках университета действует 3 программы, а четвертная находится в процессе реализации. Первая программа предусматривает сотрудничество со школами, в рамках которого старшеклассникам предоставляются интерактивные занятия по ряду предметов. Второй проект — программа высшего образования для выпускников школ, дающая возможность старшеклассникам и выпускникам школ выбрать дисциплины университетского курса для изучения. Последняя программа, реализованная в Акронском университете, представляет собой дистанционные курсы повышения квалификации, рассчитанные на людей с высшим образованием.

Одним из наиболее развитых центров e-learning в США является Массачусетский технологический университет (MTI). Уже сегодня в рамках университета открыто бесплатное дистанционное образование по шестидесяти дисциплинам, включая химию, инжиниринг, историю, математику, управление. В ближайшее время предполагается расширить список дисциплин до двух тысяч. По окончании прослушивания отдельно взятого курса учащийся может сдать экзамен и получить сертификат от MTI, а в случае прослушивания всего курса дисциплин по выбранной специальности — диплом.

Дистанционное обучение в Европе

За пределами Северной Америки дистанционное образование развивается в основном за счет «открытых» университетов, финансируемых правительством. Появившаяся в Британии система дистанционного обучения была в значительной мере похожа на систему заочного образования, действующую в Советском Союзе. В системе существовали специальные преподаватели (т.н. tutors), которые проживали недалеко от студентов и были призваны консультировать их в процессе обучения, проводить семинары. В отличие от США, в Британии лишь небольшая часть курсов предоставлялась с использованием телевидения и радио. Таким образом, главное отличие североамериканской и европейской школ ДО состоит в том, что первая изначально была ориентирована на новейшие технологии, вторая же представляла собой надстройку над традиционным образованием. Кроме того, в Европе развитие ДО носило некоммерческий характер.

Технологическая разница между США и ЕС начала стираться к середине 90-х годов прошлого века, когда страны Европы приступили к активному использованию современных информационных технологий. В настоящее время в каждой европейской стране существуют учебные заведения, реализующие программы ДО. Самым крупным считается британский «Открытый университет», основанный в 1969 году. По состоянию на 2003 год в нем обучалось около 200 000 студентов со всего мира. С момента основания британского «Открытого университета» более трех миллионов студентов прошли обучение по программам ДО.

Еще одним крупным центром ДО является Национальный Университет Дистанционного образования (Universidad National de Educacion a Distancia) в Испании, основанный в 1972 году. Университет расположен в Мадриде и включает в себя 58 учебных центров в этой стране и 9 за рубежом, в том числе в Лондоне, Париже, Бонне, Брюсселе, Нью-Йорке и Риме. Для поддержания постоянного диалога со студентами используются очные встречи по обсуждению учебного материала в учебных центрах и интернет-конференции. Общее количество студентов, обучающихся в университете, составляет 124 000 человек.

От дистанционного образования к e-learning

На сегодняшний день в развитых странах существует развитая сеть университетов дистанционного образования, использующих информационные технологии при подготовке студентов. Вместе с тем в большинстве случаев средства ИКТ используются лишь как надстройка над существующим учебным процессом. Наиболее заметная тенденция развития дистанционного образования сегодня — это переход к системе e-learning — получения образования, независимо от страны проживания и в любое удобное время. В результате процессов глобализации и установления общих стандартов в сфере образования обучающие материалы становятся частью мировой системы хранения и управления данными.

«Дистанционные технологии в какой-то степени становятся альтернативой традиционной форме обучения как для образовательных структур, так и многих россиян, - считает Тагир Яппаров, президент Группы компаний Ай-Ти. — Острая нехватка времени вынуждает нас использовать для получения новых знаний любую свободную минуту и оставляет меньше возможностей для очного обучения. Поэтому в последнее время люди все чаще обращаются к «цифровым» учебным методам».

Дальнейшее развитие рынка дистанционного образования приведет к созданию нового подхода к построению учебных систем. Их главной задачей должна стать адаптация к сложившемуся образу жизни людей и создание среды неразрывного образования на основе управления временем. В новых условиях меняется и роль преподавателя. Его главным умением становится способность разрабатывать и использовать открытые методики обучения.

Евгений Ермолаев/CNews

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS