Здравоохранение в Европе: как воплощаются ИТ-идеи

Здравоохранение в Европе: как воплощаются ИТ-идеиИспользование информационных технологий в здравоохранении позволяет сделать медицинские услуги более персонифицированными, что определенно повышает их качество, а также дает возможность значительно сократить объем расходов на медицинское обслуживание за счет повышения эффективности системы управления и лучшего распределения ресурсов. По этой причине в Европе в настоящий момент уже вовсю реализуются проекты по внедрению в медицину современных ИТ.

В 2005 году в Тунисе состоялся мировой саммит, посвященный проблемам построения информационного общества (World Summit on the Information Society — WSIS), на котором собрались представители уровня глав государств и руководителей профильных министерств.

В задачи саммита входило составление рекомендаций и решений на период до 2015 года в сфере использования информационно-коммуникационных технологий в национальных целях. В частности, на саммите было сформулировано шесть общемировых целей в области электронного здравоохранения (e-health).

Так, в первую очередь, необходимо способствовать совместным усилиям правительств, планирующих органов, профессионалов и других ведомств при участии международных организаций в целях создания надежно, оперативно, высококачественно и экономически доступно функционирующих систем здравоохранения и медицинской информации, а также в целях организации непрерывного обучения, профессиональной подготовки и исследований в области медицины, за счет использования информационно-коммуникационных технологий при соблюдении прав граждан на неприкосновенность частной жизни. Кроме того, нужно обеспечить доступ к мировым ресурсам медицинской информации и локально-специфичным информационным ресурсам в целях поддержки публичных программ исследований и профилактики в области сексуального и репродуктивного здоровья, в частности, к данным по ЗППП и заболеваниям, пользующимся общественным вниманием, как например, СПИД, малярия и туберкулез. Далее, требуется предупреждать, отслеживать и контролировать распространение заразных болезней, в частности, путем создания банков данных по ним. Кроме того, следует способствовать разработке международных стандартов обмена медицинской информации (при должном учете вопросов защиты персональных данных), стимулировать использование информационно-коммуникационных технологий для продвижения систем здравоохранения и медицинской информации в отдаленные местности и ареалы с вымирающим населением, учитывая роль женщин как агентов продвижения идей охраны здоровья, и, наконец, укреплять и развивать использование информационно-коммуникационных технологий в целях медицинской и гуманитарной помощи в районах катастроф.

Для достижения этих целей Европейская Комиссия инициировала изучение результатов применения информационно-коммуникационных технологий в медицине (E-health Impact Project) в странах Европы. Среди ста попавших под мониторинг проектов наиболее детально изучаются шесть: сеть обмена данными между медучреждениями и врачами частной практики (DHCDN) в Дании, банк данных по вакцинации детей Vaccinet в Бельгии, информационная сеть для онлайновых консультаций по радиологии с Испанией Sjunet в Швеции, интернет-портал для медицинских консультаций населения NHSDO (ведется национальным комитетом по здравоохранению) в Великобритании, гетерогенная система "электронных медкарт&qout; Elios/Prometee во Франции и IZIP - система электронных медкарт на основе интернет-портала в Чехии.

Участники саммита признали, что в настоящее время основными направлениями развития систем электронного здравоохранения являются:консультативные сети для врачей и пациентов, системы электронных медкарт, медицинского страхования, аптечной информации для врачей и пациентов, оптимизации заказов медицинского оборудования и материалов, а также диспетчерские системы скорой помощи.

Некоторые решения для здравоохранения

В ряде европейских лечебно-профилактических учреждений уже сейчас разработана и внедряется система медицинского мониторинга и объединения систем архивирования, хранения и обработки изображений с клинической информационно-вычислительной системой, которая включает систему вызова медсестры с возможностью прямого общения, систему мониторинга состояния пациента, отслеживание перемещений пациентов и оборудования, видеоконсультации и телемедицину.

Решение, предлагаемое компанией Cisco, позволяет обмениваться сообщениями между различными устройствами, передающими и получающими голосовые или текстовые сообщения, между пользователями стационарных устройств и мобильными пользователями (дежурный врач, медсестра, травматологическое отделение, администраторы сети, др.). Система обрабатывает сигналы, поступающие от медицинского оборудования, подключенного к пациенту для мониторинга его состояния, кнопки неотложного вызова у пациента, кнопки скорой помощи в специальных комнатах (туалетных комнатах, в приемных покоях, процедурных, др.) для вызова срочной помощи, сигналы от технических контролирующих систем. Вызов медсестры осуществляется с возможностью прямого с ней общения.

Система медицинского мониторинга позволяет производить отслеживание перемещений пациентов, медицинского персонала и оборудования. Пациент и единицы медицинского оборудования (инвалидное кресло, капельницы, т.п.) снабжаются специальными метками. В результате постоянного взаимодействия этих меток и беспроводных точек доступа системе всегда известно местоположение каждой единицы оборудования и пациента или медперсонала. С любого доступного компьютера вызывается программа с изображением карты медцентра, и средствами поиска, который может производиться по названию, типу или номеру оборудования, определяется местоположение, которое высвечивается на карте. Если метками снабжены также пациенты и медсестры, то возникает возможность определить, кто и в какое время пользовался конкретной единицей оборудования. При попытке вывоза оборудования или в случае, когда пациент покидает определенную территорию, охрана может быть заранее об этом предупреждена.

Информационные проекты Франции

По словам руководителя отдела информационных систем в медицине Министерства здравоохранения Франции Мишеля Тонне (Michele Thonnet), главной целью внедрения информационных технологий в здравоохранение Франции является улучшение общественного здоровья населения, увеличение качества медицинского обслуживания. В стране существует три основных информационных проекта: система страхования SESAM-Vitale, проект DMP, целью которого является оптимизация взаимоотношений между врачами и пациентами путем внедрения электронной истории болезни пациента, хранящей индивидуальную информацию о здоровье, и проект Public health issue, регулирующий поток медицинской информации, публикуемой в открытых источниках.

В ходе реализации данных проектов планируется задействовать все население страны, и  отчасти это уже произошло: на сегодняшний день гражданам Франции выдано 55 млн электронных историй болезней. Вся информация, хранящаяся в них, надежно защищена - доступ к ней возможен только с использованием электронной подписи обладателя карточки. Информация о заболеваниях вносится в историю болезни специалистами, тщательно хранится, а пациент имеет возможность контролировать доступ к своим медицинским данным.

Огромную роль в реализации ИТ-проектов в здравоохранении Франции играет правительство страны, которое оказывает поддержку развитию уже сложившихся направлений информатизации, разрабатывает необходимую систему поощрений и создает законодательную основу проведения реформ в этой области. Так, парламент страны 13 августа 2004 года уже издал закон о реформировании системы медицинского страхования.

Германия: планы и прогнозы

Координатор общеевропейской ассоциации медицинской телематики Готфрид Дитцель  (Dr. Gottfried T.W. Dietzel) основными недостатками традиционной европейской системы здравоохранения считает институциональную раздробленность сегментов системы, результатом которой является лечение, основанное на фрагментарной диагностике, отсутствие доступа к информации об истории болезней (состоянии здоровья) пациента, выливающееся в необходимость дублирования медицинских исследований, что значительно увеличивает стоимость лечения, и несогласованность в работе существующей информационной системы поддержки медицинских учреждений.

Для преодоления этих недостатков, характерных как для Германии, так и для Европы в целом, планируется создание пациент-ориентированной системы здравоохранения. Основополагающими элементами данной системы будет электронный доступ пациента к индивидуальной информации (электронные карты здоровья), возможность получать медицинские знания через Интернет, качественное управление медицинскими службами, а также процессом лечения при помощи информационных технологий.

По прогнозам специалистов, рационально реализованные принципы пациент-ориентированной системы здравоохранения в Германии приведут к экономии 35 млрд евро в год. Кроме этого, использование в лечении электронных рецептов снизят среднюю стоимость каждого из них с 0,35 евро до 0,07 евро - учитывая то, что ежегодно в стране выписывается порядка 700 млн рецептов, экономия составит 183 млн евро в год.

По мнению разработчиков системы, проблемы, возникающие в здравоохранении, могут быть нейтрализованы благодаря интеграции работы медицинских служб и учреждений. Кроме того, важным положительным аспектом здравоохранения, основанного на широком использовании информационных технологий, является его равная доступность для жителей и отдаленных районов, и центральной части страны.

Введенная 1 июня 2004 года европейская карта страхования, позволяющая получить необходимую медицинскую помощь в любой стране ЕС, постепенно становится единой для всех граждан Европы.

Национальная электронная медицинская система Голландии

Своим успехам в области здравоохранения Нидерланды во многом обязаны внедрению современных компьютерных технологий. Применение компьютеров и специального программного обеспечения значительно повысило информированность врачей о состоянии здоровья пациента. Однако, несмотря на большое количество впечатляющих, но разрозненных проектов, до сих пор в стране не существовало единого взгляда на состояние здоровья нации.

В настоящее время поставщики медицинских услуг и Министерство здравоохранения Нидерландов работают над созданием идеальной инфраструктуры и условий для безопасного, надежного, конфиденциального, общенационального обмена электронной медицинской информацией. Шаг за шагом идет создание историй болезней, которые станут частью общенациональной электронной медицинской системы. В историях болезней первых пользователей была доступна только демографическая информация, диагнозы и сведения о непереносимости пациентами лекарственных препаратов. В дальнейшем к этим данным  добавились рентгеновские снимки и результаты лабораторных исследований.

Для однозначной идентификации граждан и их персональной информации каждому пациенту при первичном обращении к врачу присваивается номер государственного обслуживания (citizen service number) — он совпадает с социальным налоговым номером или с софи-номером.

Идентификация граждан с использованием CSN

Идентификация граждан с использованием CSN

Источник: "Medsoft-2007"1

 Идентификация осуществляется путем обращения к специализированному медицинскому информационному регистру (SBV-Z), в ходе которого медицинский работник проверяет соответствие номера государственного обслуживания и паспортных данных пациента, а затем, если данные совпадают, он вводит данные пациента в информационную систему больницы и направляет пациента к врачу.

После того, как врач ставит диагноз, при помощи своей электронной карты идентификации медицинского работника или UZI-card (Unique HealthCare Practitioner Identification-card), он делает запрос на получение информации из медицинской карты, которую ведет лечащий врач пациента.

Идентификация медицинского работника с использованием UZI-card

Источник: "Medsoft-2007"1

Таким образом, обращение врача при оказании неотложной медицинской помощи к электронной медицинской карте пациента, которую ведет постоянный врач, позволяет избежать неправильного назначения лекарств и ошибочного лечения. Любой специалист, имея доступ к электронной медицинской карте пациента, где содержится подробная информация о тех препаратах, которые принимает пациент, и лечении, которое было ему назначено, сможет избежать подобных проблем.

Национальная электронная система обмена медицинской информацией работает таким образом, что медицинские работники могут запрашивать необходимую для назначения правильного лечения информацию о пациентах с любого компьютера, находящегося внутри страны, и посылать данные о пациентах другим специалистам. Система обмена медицинской информацией была разработана так, чтобы информация была максимально доступна, но в тоже время была хорошо защищена и обеспечивала конфиденциальность данных доктора и пациента.

Для того чтобы подключится к общенациональной системе, медицинские учреждения должны привести используемые ими компьютерные системы в соответствие с требованиями к сертифицированным медицинским системам. Также они должны подключить свои компьютерные системы через безопасное соединение к национальной точке доступа (National Switch Point), которая гарантирует безопасную и надежную передачу информации. Важным элементом безопасности является упомянутая выше uzi-card; она — своего рода паспорт медицинского работника, с помощью которого национальная точка доступа в процессе аутентификации проверяет, кем является медицинский работник: врачом общей практики, врачом скорой помощи или фармацевтом. Чтобы быть уверенными в том, что врач запрашивает данные нужного пациента, номер государственного обслуживания (citizen service number) гражданина проверяется через специализированный медицинский информационный регистр. Данные о пациенте можно получить из всех медицинских информационных систем, где хранится нужная информация.

При желании пациент может запретить доступ к своим данным через общенациональную электронную медицинскую систему. При наличии такого запрета данные о нем не загружаются по запросу врача. Все действия пользователей фиксируются в системе, что обеспечивает возможность проверки правомерности доступа к данным.

Голландские специалисты подчеркивают, что внедрение электронных карт пациента, цифровых записей о диагнозах и противопоказаниях производятся постепенно и осторожно, возможности системы и ее безопасность тщательно проверяются. Когда все врачи по всей стране смогут легко, быстро и безопасно обмениваться друг с другом необходимой информацией, эффект от внедрения системы станет очевидным как для медиков, так и для пациентов.

Ксения Федичева / CNews

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS