версия для печати

Как выбрать оборудование для кассового узла

Как выбрать оборудование для кассового узла

Оснащению кассового узла в предприятиях розничной торговли уделяется особое внимание, так как от его работы во многом зависит, придет ли покупатель в магазин еще раз или посетит конкурента. Выбор оборудования определяется размерами магазина и его ассортимента. Кроме стандартного комплекта техники на рынке постоянно появляются новинки, позволяющие ускорить работу касс и избавиться от очередей.

В современных магазинах в качестве кассы все чаще используются POS-терминалы и POS-системы. Минимальная базовая комплектация POS-системы включает фискальный регистратор, POS-компьютер, монитор кассира, клавиатуру, считыватель магнитных карт, денежный ящик и дисплей покупателя. POS-терминал в своей основной комплектации состоит из тех же модулей, что и POS-система, но фискальная память находится внутри корпуса компьютерного блока.

Наличие фискального регистратора составляет основное отличие российских POS-систем от аналогичных решений в других странах. Справедливости ради стоит отметить, что фискальная память, кроме нашей страны, используется еще в Аргентине, Японии, Италии, Болгарии, Польше, Румынии и на всем постсоветском пространстве. В других государствах налоговое законодательство позволяет осуществлять контроль за поступлением платежей через бухгалтерскую отчетность.

POS-терминалы могут продаваться только со строго определенным программным обеспечением, которое при их регистрации вносится в государственный реестр контрольно-кассовых машин. При использовании POS-систем официальная сертификация программного обеспечения не требуется. Все необходимое для фискального учета ПО записано во внутренней памяти прилагаемого фискального регистратора.

Средний срок службы POS-оборудования составляет 5-7 лет и зависит от условий эксплуатации, частоты применения, режима работы, внешних факторов: влажности и температуры. На практике POS-системы работают гораздо дольше. В данном случае уместнее говорить об их моральном устаревании, которое происходит приблизительно каждые 2-3 года, хотя и не слишком ощутимо.

В конце 90-х годов на российском рынке торгового оборудования зарубежные производители занимали не менее 90%. Однако к 2006 году российские компании отвоевали около 34%  рынка. Среди крупнейших поставщиков кассового оборудования, используемого в России сегодня - компании NCR, IBM, Fujitsu (ранее ICL), Wincor Nixdorf (ранее Nixdorf Computers), а также отечественные производители Kraftway, "Штрих-М".

Западные торговые сети, работающие в России, как правило, исходят из корпоративного стандарта на применение систем автоматизации. Например, Metro и IKEA ориентируются на оборудование Wincor Nixdorf, Spar – на NCR, Auchan – на Fujitsu. Российские розничные операторы не столь жестко придерживаются стандартов, но также успели сформировать свои предпочтения - "Копейка" устанавливает POS-терминалы Omron, "Патерсон" – Wincor Nixdorf, "Магнит" и "Пятерочка" предпочитают отечественные разработки на основе фискальных регистраторов "Штрих-ФР-К".

Как выбрать оборудование для кассового узла?

Выбор оборудования кассового узла напрямую зависит от размера магазина и его ассортимента. На сегодняшний день в России присутствуют практически все форматы торговли - супер- и гипермаркеты, магазины товаров для ремонта и строительства, бутики, магазины "у дома" и т. д. Торговое предприятие с ассортиментом не более 5-8 тыс. шт. и количеством чеков от 150 до 300 в день может быть оснащено простым кассовым аппаратом, светодиодным сканером и настольной моделью принтера этикеток.

При автоматизации магазина самообслуживания продуктовой группы, ассортимент которого превышает 8 тыс. единиц, следует учитывать размер торговой площади. Количество рабочих мест кассира определяется из расчета одно место на 70-100 кв. Каждое рабочее место кассира должно быть организовано на основе POS-системы или POS-терминала, в состав которых входит фискальный регистратор, и укомплектовано лазерным или многоплоскостным сканером штрих-кода и термотрансферным принтером этикеток.

В магазинах больших форматов с ассортиментом в 30-300 тыс. наименований оборудование кассового узла требует значительных инвестиций. Подавляющее число торговых предприятий такого формата использует POS-терминалы трех-четырех ведущих мировых брендов - в значительной степени из соображений надежности. Что касается сканера штрих-кода, то в гипермаркетах и магазинах Cash&Carry должны быть установлены и многоплоскостные, и лазерные модели для считывания кодов со всех возможных товаров. Кроме этого, в таких магазинах широко используются терминалы сбора данных, которые взаимодействуют с учетной системой посредством каналов BlueTooth, Wi-Fi или радиоканалов. Эти терминалы необходимы для сбора заказов, формирования расходных накладных, проведения инвентаризаций. Они должны обладать классом защиты от пыли, брызг и т.п. не ниже IP54, а в особых случаях считывать штрих-код с расстояния до 12 метров.

Инновации российского ритейла

Кроме стандартного комплекта оборудования с заранее известными функциями сегодня ритейлеры стараются использовать на кассовом узле и различные инновации. В магазинах непродовольственной розницы на кассе часто устанавливают дополнительный монитор, на который транслируется рекламная информация. Некоторые ритейлеры отдают предпочтение модульным клавиатурам, к которым при необходимости можно подключать считыватель магнитных карт, мышь и т.п. Авторизация доступа к кассовой программе все чаще происходит не с помощью ключа, а путем сканирования отпечатка пальца кассира. Использование смарт-карт облегчает процесс безналичной оплаты, поскольку не требует обращения в банк, а допускает ввод покупателем своего PIN-кода в устройство pinpad.

В крупных магазинах все большее распространение получает технология Queue Busting ("убийца очередей"). Ее суть заключается в том, что в часы пик на кассовом узле кроме кассиров работают сотрудники, которые с помощью терминала сбора данных сканируют товары у покупателей, стоящих в очереди, упаковывают их в пакеты и печатают на беспроводном термопринтере так называемый "мягкий чек" со штрих-кодом. Кассир сканирует только штрих-код "мягкого чека", и все товары добавляются в фискальный чек. Таким образом, пропускная способность кассового узла существенно повышается.

По мере развития российской розницы на отечественный рынок, возможно, скоро придут и завоевывающие все большую популярность на Западе кассы самообслуживания (self checkout), при использовании которых покупатель сам выполняет все операции: взвешивает товар,  сканирует и оплачивает его безналичным способом. Еще одно перспективное направление автоматизации связано с использованием индивидуальных переносных терминалов сбора данных. Посетитель передвигается по магазину и с помощью такого терминала сканирует нужные ему товары, затем в точке оплаты устанавливает терминал в специальный отсек, узнает общую сумму покупок и оплачивает ее безналичным способом.

В начале 2010 года корпорация Intel на выставке National Retail Federation Convention представила прототип системы с сенсорным дисплеем длиной 2,3 метра, предназначенной для розничных магазинов. Эта система позволяет покупателям находить необходимые им товары, предлагаемые магазином, пользуясь мультисенсорным экраном. Найденная информация может быть скопирована в телефон для дальнейшей передачи другим людям. Одновременно с этим система при помощи встроенной видеокамеры определяет возраст и пол пользователя, отправляя эту и другую информацию рекламодателю. На базе полученных данных система отображает целевой контент.

Наталья Рудычева

Александр Заржецкий

Александр Заржецкий:

Торговые компании в связи с кризисом обратили внимание на недорогой, качественный отечественный софт

На вопросы CNews ответил руководитель департамента автоматизации непродовольственных предприятий розничной торговли компании "1С-Рарус" Александр Заржецкий.

CNews: Какие перспективные направления в области автоматизации розницы вы можете отметить? Были ли внедрения инновационных технологий в этом секторе в 2009 году – несмотря на экономический спад? Какие из подобных решений наиболее интересны сейчас отечественному заказчику, по вашему мнению?

Александр Заржецкий: В условиях кризиса многие компаний пытались найти нестандартные пути развития. Как правило, если они занимались ИТ-проектами, то пытались с их помощью дать бизнесу какие-то новые, интересные возможности.

Также возникает необходимость интеграции информационных систем и систем видеонаблюдения. При этом, если раньше такие решения использовались для защиты от воровства, то сейчас заказчики с их помощью анализируют обстановку в магазинах. Ведь современные системы видеонаблюдения способны распознавать информацию. Например, видеокамера, направленная на дверь, позволяет фиксировать число посетителей, причем, иногда надежнее и точнее, чем стандартный счетчик. При помощи автоматизированной обработки видеоданных можно получить разнообразную структурированную информацию. В частности, камеры, направленные на кассиров, позволяют оценить среднее число людей в очереди, проанализировать эту информацию и предложить варианты дальнейших действий – например, открыть дополнительные кассы.

Полный текст интервью

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS