Syrus

[an error occurred while processing this directive]
 

Обзор подготовлен
CNewsAnalytics
При поддержке
Syrus Systems

ОСС

Илья Забродоцкий: Сектор IP-телефонии в России нуждается в более жестком регулировании

Илья ЗабродоцкийПо мнению Ильи Забродоцкого, генерального директора «Корпорации ОСС», в любой отрасли необходим баланс между регулированием и рыночными механизмами. Этот тезис, по мнению специалиста, напрямую применим и к рынку IP-телефонии.

CNews.ru: Какие тенденции, на ваш взгляд, играют определяющую роль на российском телекоммуникационном рынке в настоящее время?

Илья Забродоцкий: Одна из основных тенденций на российском рынке в настоящее время — IP-телефонизация всех операторов, как традиционных телефонных операторов, так и альтернативных и мобильных операторов связи.

CNews.ru: На фоне мировых негативных тенденций, происходящих в секторе традиционных телекоммуникаций, сектор IP-коммуникаций, наоборот, демонстрирует явный рост как количественных, так и качественных показателей. С чем, на ваш взгляд, это связано, и как долго сохранится эта тенденция?

 
Илья Забродоцкий: Мы с вами наблюдаем первый этап перехода к сетям следующего поколения, NGN. Сейчас уже очевидно, что сети следующего поколения будут строиться на основе технологии пакетной коммутации. IP-телефония — всего лишь первый этап перехода к полноценным NGN. Но даже преимущества IP-телефонии используются в настоящее время далеко не полностью. Сейчас операторы используют возможности IP-телефонии только на несколько процентов, а именно используются только ценовые преимущества технологии, которые возникают за счет использования публичных интернет-каналов и технологии сжатия речи. В 99% случаев звонок инициируется на обычном телефонном аппарате в традиционной телефонной сети, проходит часть пути по IP и вновь возвращается в телефонную сеть общего пользования. Количество звонков, инициированных и терминированных внутри IP-сети, без участия операторов ТфОП пока чрезвычайно мало.

Рост показателей в секторе IP-телефонии связан с несколькими факторами. Во-первых, это эффективное использование каналов связи. Для организации традиционных телефонных соединений с несколькими операторами необходимо организовать каналы связи с каждым из них. В случае IP-телефонии необходимо, чтобы у всех этих операторов был доступ в интернет от провайдера первого уровня (Tier 1). Этого достаточно для организации связи «каждый с каждым». Эффективное использование кодеков для сжатия речи.

Во-вторых, сохранение монополии на дальнюю связь. Пока один или несколько операторов будут сохранять монопольное положение на рынке, альтернативные операторы будут активно использовать IP-телефонию для терминации трафика. Также, монополия и высокие тарифы на розничном рынке порождает большое количество операторов, эмитирующих карты доступа к IP-телефонии.

В-третьих, появление продвинутых SoftSwich или программных коммутаторов, позволяющих управлять маршрутизацией вызовов, решать вопросы совместимости оборудования и проксирования сигнализации и медиа-трафика. Кроме того, важное значение имеет рост пропускной способности магистральных интернет-каналов, введение интернет-провайдерами протоколов управления качеством передачи пакетов (MPLS и т.д.), уменьшение задержек, джиттера и потерь пакетов.

CNews.ru: Известно, что уровень госконтроля за операторами IP-телефонии в России довольно низок. Нужен ли контроль со стороны государства за качеством услуг операторов IP-телефонии, по вашему мнению, или достаточно традиционных рыночных механизмов отсеивания слабых?

Илья Забродоцкий: Согласно экономической теории, в любой отрасли необходим баланс между регулированием и рыночными механизмами. Если какая-либо отрасль чересчур зарегулирована, как это было до недавнего времени в секторе традиционной телефонии, то потребители страдают от высоких цен, диктуемых одной-двумя компаниями на рынке. Если отрасль почти не регулировать, (IP-телефония), то появляется огромное количество небольших компаний, которые предлагают однотипные, зачастую низкие по качеству услуги на еще не сформировавшемся рынке. Так как большинство компаний маленькие, и у них нет средств на полноценные маркетинговые коммуникации, они начинают конкурировать между собой по единственному параметру — цене. Цены быстро падают, приближаясь к себестоимости, что еще сильнее ударяет по операторам, лишая их возможности инвестировать средства в системы контроля и обеспечения качества. Поскольку потребитель оказывается перед выбором огромного количества предложений сомнительного качества, сама технология IP-телефонии оказывается дискредитированной. По нашему мнению, сектор IP-телефонии в России нуждается в несколько более жестком регулировании, как в плане контроля над качеством услуг, так и в процедуре получения лицензии.

CNews.ru: В прошлом году на Украине власти довольно жестко обошлись со средними и малыми операторами IP-телефонии, резко подняв стоимость лицензии. Возможна ли такая ситуация в России?

Илья Забродоцкий: Как было сказано в ответе на ваш предыдущий вопрос, мы за некоторое ужесточение регулирования рынка в вопросах качества услуг и, возможно, лицензирования. Но во всем необходим здравый смысл и мера. Например, стоимость лицензии и условия работы для оператора IP-телефонии в любом случае должны быть существенно более льготными, чем для традиционного оператора. Ситуация по сценарию на Украине, где власти фактически уравняли традиционных и IP-операторов будет означать смерть IP-телефонии, поэтому это видится чрезвычайно нежелательным.

CNews.ru: Какие инновационные технологии, на ваш взгляд, будут определять «лицо» телекоммуникационного рынка России в ближайшее время? Как вы оцениваете перспективы развития NGN-технологии?

Илья Забродоцкий: Как я уже говорил, IP-телефония — это первый шаг в сторону сетей NGN. И мы пока только делаем этот шаг, многие из возможностей этой технологии только-только начинают использоваться. В следующем году мы ожидаем активный рост в сегменте «корпоративные решения». Многие компании установят у себя IP-телефоны, телефонные станции с IP-модулями (IP-PBX), шлюзы IP-телефонии. Пока IP-телефоны и традиционные телефонные аппараты будут сосуществовать в одном и том же офисе. Хотя современные корпоративные IP-решения позволяют не только предоставить традиционные телефонные сервисы, но и существенно расширить перечень услуг, только очень немногие компании полностью перейдут на IP-решения. Очень популярным продуктом станет телефонный IP-VPN: решение для организации связи разнесенных офисов — от единой LAN до единой внутренней нумерации во всех филиалах компании — от Москвы до Владивостока или Нью-Йорка. Также в следующем году в корпоративном секторе начнут активно появляться IP-видеотелефоны — цены на эти аппараты уже находятся на приемлемом уровне. Бум следующего года на розничном рынке — хот-споты для доступа к интернету по технологии WiFi.

Факторы: высокая скорость соединения, удобство подключения — включил ноутбук и работай, карты беспроводного доступа, встраиваемые во все современные ноутбуки и наладонники, технология Intel Centrino. Высокая скорость абонентского подключения является необходимым условием поставки сервисов NGN — телефония, видео и данные на одно устройство.

CNews.ru: В прошлом году почти треть всего международного и междугородного трафика в России прошла через альтернативных операторов, использующих IP-телефонию. Превысит ли доля альтернативных операторов 50% в этом году?

Илья Забродоцкий: Я сильно сомневаюсь в правильности ваших данных касательно междугородного трафика. Поскольку Корпорация ОСС является одним из крупнейших игроков на российском рынке IP-телефонии и координатором развития национальной сети IP-телефонии OSS-Net, мы можем оценить объемы междугородного трафика, предаваемого посредством технологии IP с достаточной степенью точности. По нашей оценке, не более 5% междугородного трафика проходит сейчас по технологии IP. Что касается международного трафика, то цифра в 50% видится вполне реальной и достижимой в следующем году.

CNews.ru: Как изменится соотношение сил между альтернативными и традиционными операторами в ближайшее время?

Илья Забродоцкий: Здесь возникает вопрос — кого считать альтернативным оператором? Если операторов сотовой связи отнести к разделу альтернативных, то можно считать, что соотношение сил уже на стороне альтернативных операторов: во многих странах количество абонентов сотовой связи сравнялось или превысило число проводных абонентов. И это справедливо и для России. Мобильность — вот ключевое слово в рекламных слоганах большинства производителей телекоммуникационного оборудования. Сотовые операторы начинают активно внедрять IP-телефонию и доступ в интернет на своих сетях. Ближайшее будущее — именно за мобильными сетями NGN, где абонент по широкополосному подключению получает на одно устройство данные, голос и видео.

CNews.ru: Одним из решений, продвигаемых ОСС, является т.н. web-телефон. Какова динамика развития этого направления вашего бизнеса? Фиксируется ли рост спроса? Известны случаи, когда даже в странах с высоким уровнем проникновения интернета операторам не удавалось сделать бизнес на этом сервисе. Как вы оцениваете перспективы развития web-телефонии в России в целом?

Илья Забродоцкий: Веб-телефония — это один из частных случаев IP-телефонии, когда звонок совершается путем нажатия на иконку «позвонить» на веб-сайте компании. Эта услуга пользуется популярностью у туристических компаний, страховых компаний и банков, кому очень важно быть на связи с клиентом, где бы он ни находился. Также веб-телефонией пользуются интернет-справочники, которые заказывают эту услугу для своих клиентов, то есть в справочнике рядом с названием каждой компании стоит иконка «позвонить». Сильного роста спроса на эту услугу мы пока не наблюдаем. Пока мы рассматриваем веб-телефонию как дополнительную услугу и не делаем на ней большого акцента. По моему мнению, эта услуга станет очень востребованной в ближайшем будущем, а именно когда проникновение широкополосного интернета в России и мире превысит определенный предел. Также важным фактором для этой услуги будет появление более удобных и «продвинутых» наладонных компьютеров с голосовыми функциями и модулями доступа к беспроводному интернету.

CNews.ru: Какова динамика развития сети «OSS-Net»? Назовите основные точки роста этой сети?

Илья Забродоцкий: Корпорация ОСС построила первый узел IP-телефонии в Москве в середине 1999 года. В том же году стартовали два проекта компании: универсальные карты доступа к IP-телефонии и интернету «ОСС-Плюс» и региональная сеть IP-телефонии OSS-Net.

Карты «ОСС-Плюс» были первыми картами в России, по которым пользователь получал и доступ в интернет, и возможность звонить в любую страну и город мира. В середине 2000 года был открыт роуминг карт «ОСС-Плюс» по России и в 85 странах мира по бесплатным 800- номерам. Карта «ОСС-Плюс» также предоставляет пользователю ряд дополнительных услуг — например, звонок компьютер-телефон из любой точки мира. Услуга стала очень популярной при звонках из-за рубежа в Россию. Поскольку «Корпорация ОСС» с самого начала придерживалась высочайших стандартов качества, карты «ОСС-Плюс» быстро завоевали популярность в Москве.

В 2000 году к нам стало поступать множество обращений от региональных операторов связи с просьбой помочь организовать бизнес IP-телефонии. Тогда технология IP-телефонии была новой, и очень мало кто знал все тонкости и нюансы технологии, оборудования, организации бизнеса, лицензирования и сдачи в эксплуатацию и т.д. Вопросы, с которыми обращались операторы, и проблемы, с которыми они сталкивались в своей работе, были очень похожи. «Корпорация ОСС» разработала бизнес-модель, в которой детальным образом освещались все ключевые моменты для организации бизнеса оператора IP-телефонии и выступила координатором развития российской сети IP-телефонии OSS-Net.

Одной из основных проблем начинающих операторов IP-телефонии был выбор биллинговой системы. На начало 2000 года на рынке не было системы биллинга, удовлетворяющей потребностям операторов. На рынке были только «громоздкие» и очень дорогие системы западных производителей. Для решения этой проблемы «Корпорация ОСС» создала собственный департамент программных средств и разработала и сертифицировала Автоматизированную систему расчетов «ОСС-2000». Система предназначалась для автоматизации и расчета услуг операторов IP-телефонии и интернет-провайдеров. АСР «ОСС-2000» включает в себя карточную платформу, авторизацию пользователей, hot-line биллинг, произвольное количество прайс-листов, подсистему работы с дилерами и многое другое. Корпорация ОСС бесплатно предоставляет своим региональным партнерам рабочее место в системе «ОСС-2000», которое позволяет пользоваться всеми преимуществами системы в режиме клиент-сервер.

CNews.ru: Какие проблемы, на ваш взгляд, стоят на пути более глубокого использования IP-телефонии операторами в России? С помощью каких мер их можно преодолеть?

Илья Забродоцкий: Одна из сложных проблем — неравенство условий присоединения к операторам ТфОП в регионах. Иногда условия присоединения, выдвигаемые традиционными операторами, являются просто «кабальными»: проложить за свой счет несколько сотен километров оптического кабеля, приобрести телефонную станцию городского типа или модернизировать существующую и т.д. Мы надеемся, что со вступлением в силу нового Закона «О Связи» многие из этих проблем удастся решить.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2003 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS