Syrus

[an error occurred while processing this directive]
 

Обзор подготовлен
CNewsAnalytics
При поддержке
Syrus Systems

Закон «О Связи»: позиционная война продолжается

Закон «О Связи»: позиционная война продолжаетсяСодержание:

Минсвязи сдает сертификацию
Минсвязи не спешит с «универсальной услугой связи»
Минсвязи усилит контроль?
Смысл закона «О Связи» может быть изменен

Принятый летом текущего года закон «О Связи» продолжает сеять новые конфликты среди государственных чиновников. К тому же, начало полноценной работы закона с 1 января 2004 года откладывается, поскольку необходимые постановления правительства, конкретизирующие «отсылочные» статьи закона, будут готовы, в лучшем случае, в конце февраля следующего года.

С началом 2004 года вступает в силу один из самых «дорогих» законов, принятых Государственной Думой третьего созыва и подписанных президентом страны, — закон «О Связи». Минсвязи назвало его главным условием развития информационного общества в России, но с оговоркой, что на реализацию идей закона «О Связи» потребуется не менее 10 лет и сотни миллионов долларов бюджетных денег.

Длительная и весьма затратная для всех участников процесса борьба за формулировки привела к утверждению компромиссного варианта1. В то же время, в текст закона не вошла практически ни одна поправка из «лагеря альтернативщиков»2. При этом многие статьи закона (около трети) имеют отсылочный характер и не могут применяться напрямую.

При этом закон содержит немало прогрессивных нововведений3, например, в отношении лицензирования деятельности в области связи, правил взаимодействия между операторами. Кроме того, вводится универсальная услуга связи, финансируемая из специального фонда — резерва универсального обслуживания. С последней связывают перспективы развития отдаленных районов страны за счет установки таксофонов и создания пунктов общественного доступа в интернет.

Минсвязи сдает сертификацию

С вступлением в силу закона «О Связи» многократная сертификация и стандартизация продуктов и услуг должна отойти в прошлое, впрочем, этому немало способствует новый закон о техническом регулировании. Сертификация услуг связи и систем управления качеством должна стать добровольной. Производители телекоммуникационного оборудования будут проводить обязательную сертификацию своей продукции только для части ассортимента и в добровольном порядке для оставшейся доли оборудования, что также оговорено в законе. Кроме того, будут приниматься протоколы испытаний средств связи, полученные за пределами России, к немалому удовлетворению зарубежных производителей. Последние связывают определенные надежды и с вступлением в силу нового Таможенного кодекса (одновременно с законом «О Связи»), как гаранта позитивных изменений в таможенной практике.

Поскольку работа центров сертификации телекоммуникационного оборудования будет подпадать под действие нового закона о техническом регулировании, Минсвязи уже заявило, что не собирается регулировать и контролировать их работу, но намерено вести реестр таких центров.

Минсвязи не спешит с «универсальной услугой связи»

На начало 2003 года в России монтированная емкость местной телефонной сети составляла порядка 31 млн. 30 тыс. номеров, за текущий год предполагалось смонтировать еще 1,5 млн. номеров. В то же время к середине 2003 года 38% населенных пунктов России вовсе не имели связи. Ликвидацию этого разрыва связывают с вступлением в силу нового закона, где рассмотрены не урегулированные ранее вопросы универсального обслуживания и присоединения сетей электросвязи, что, как ожидается, должно благоприятно сказаться на всей отрасли связи.

В рамках специальной главы «Универсальные услуги связи» оговаривается, что в каждом населенном пункте должен быть установлен как минимум один таксофон, а там, где проживают не менее 500 человек, организован как минимум один пункт коллективного доступа4 к сети интернет.

Введение универсальной услуги связи предусмотрено из средств Фонда универсальной услуги связи. В соответствии с законом «О Связи», операторы должны будут отчислять в него от 1 до 3% от прибыли, но определенность со ставкой появится только в 2004 г.

Таким образом, положения закона об универсальной услуге связи и резерве универсального обслуживания создают основу для большего ограничения возможностей «электросвязей» в повышении тарифов. В то же время в вопросе подсчета «экономически обоснованных затрат» позиция МАП радикально отличается от мнения Минсвязи. Поскольку в новом законе четких формулировок на этот счет нет, то, как отмечают в МАП, при применении норм, прописанных законом, неизбежен двух-трехкратный рост тарифов на телефон.

Несмотря на всю прогрессивность и потребность в универсальной услуге связи, она появится не ранее 2005 года. Лишь в мае 2004 г. будут проведены конкурсы среди операторов связи на предоставление услуг в регионах, где этот вид деятельности не является рентабельным и должен быть компенсирован5 за счет средств Фонда универсальной услуги связи. Предполагается, что только к сентябрю 2004 г. компании, выигравшие конкурс, закупят оборудование.

Минсвязи усилит контроль?

Минсвязи и «Ростелеком» продолжают контролировать многие рыночные вопросы в телекоммуникационной сфере и в отрасли связи: о серьезном усилении и развитии процессов дерегулирования пока говорить не приходится. Но в Минсвязи считают, что темпы преобразований на рынке связи значительны и ссылаются на большую длительность аналогичных процессов в США (20–25 лет) и Европе (около 10 лет). Однако, благодаря отдельным положениям нового закона, тенденции по усилению регулирования рынка и монополизации отрасли связи «традиционными» операторами могут обрести вторую жизнь.

Согласно новому закону операторы сетей общего пользования должны передавать международный трафик через сети «Ростелекома». Получается, что он, на основе нового закона, фактически закрепляет за собой монопольное положение на рынке дальней связи. К тому же, не очень ясно, как должна осуществляться передача международного трафика от российских операторов «Ростелекому».

С другой стороны, в отношении «Ростелекома» на переговорах по вступлению в ВТО была достигнута договоренность о его пятилетней монополии. Но принятый закон не содержит конкретных указаний на то, как должна проходить передача международного трафика от российских операторов «Ростелекому», и пока нет каких-либо вразумительных официальных комментариев. Все это может вызвать серьезные последствия для всей отрасли (нарекания со стороны зарубежных партнеров по вступлению в ВТО уже имеются). Более того, как недавно заявил заместитель министра РФ по связи и информатизации Борис Антонюк, передача голосового трафика по IP-сетям также должна регулироваться государством, несмотря на то, что «механизм регулирования пока не разработан не только в России». Этот вопрос Минсвязи собирается учесть в разрабатываемых постановлениях правительства (см. ниже).

Другой болевой точкой, порожденной новым законом, может стать применение правил регулирования к участникам рынка, «имеющим доминирующее положение». Угрозу здесь несет расхождение в практикуемом подходе МАП и предлагаемом в новом законе «О Связи». Так, антимонопольное законодательство определяет компании, подлежащие госрегулированию, на основе сравнения ряда параметров, которые характеризуют их рыночное положение. Именно такой подход все больше начинает применяться в европейской антимонопольной практике, закрепляясь на законодательном поле. Но в Законе «О Связи» принята совершенно иная норма — превышение 25% доли на рынке6. Анатолий Голомолзин, заместитель министра России по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, считает, что применение нового параметра станет «шагом на 10 лет назад» в практике регулирования рынка.

Смысл закона «О Связи» может быть изменен

Несмотря на многочисленные противоречия, проект нового закона «О Связи» уверенно «голосовался» в Госдуме и без сбоев прошел Совет Федерации, а в начале июля был подписан президентом России. Однако, его полноценная работа с 1 января 2004 г. не представляется возможной хотя бы потому, что около трети статей закона (точнее — 28) имеют отсылочный характер и требуют специальных постановлений правительства, которые смогут обеспечить их непосредственное применение. Такое большое число отсылочных статей, по утверждению Минсвязи, связано с тем, что многие положения закона к моменту его принятия невозможно было прописать нормами прямого действия.

По мнению председателя комитета Совета Федерации по промышленной политике Валентина Завадникова, такой подход открывает возможность для разных трактовок большого числа статей посредством постановлений правительства, что может изменить смысл самого закона. Кроме того, отдельные положения Закона «О Связи», по словам Валентина Завадникова, противоречат Гражданскому, Земельному, Бюджетному и Налоговому кодексам, а часть 2 пункта 2 статьи 27 закона противоречит пункту 3 статьи 75 Конституции России — отчисления операторов, зачисляющиеся в доходы федерального бюджета и учитывающиеся в доходах и расходах федерального бюджета раздельно, — это налоговые платежи, и порядок их взимания должно устанавливать не правительство, а соответствующий федеральный закон.

"…Для того чтобы новый закон «О связи» вступил в силу с 1 января 2004 г., до конца 2003 г. должно быть принято 30 постановлений правительства; рабочие группы заканчивают разработку этих документов", — сообщил 12 сентября 2003 г. заместитель министра РФ по связи и информатизации Борис Антонюк на форуме "Линия реформ. Правовая основа регулирования отрасли «Связь». Но к настоящему времени число постановлений, необходимых для «закрытия» «отсылочных» статей закона «О Связи», возросло до 36. Проекты постановлений, по словам Бориса Антонюка, будут готовы только к февралю 2004 г. Затем их передадут на доработку рабочим группам, в состав которых, по словам замминистра, пригласят представителей альтернативных операторов связи. Учитывая, как их мнения были учтены в самом законе «О Связи», можно заранее оценить продуктивность такой доработки.

В число приоритетных направлений по подготовке упомянутых постановлений входят: «Кодекс взаимоотношений между операторами»7, перечень основных лицензий8, «Положение о ГКРЧ и о радиочастотной службе»9, постановление об отнесении подземных сооружений к недвижимому имуществу, присоединение к сетям общего пользования и принципы взаиморасчетов, положение о надзоре. Учитывая большое число этих документов и необходимость их согласования с «альтернативными операторами», приходится сомневаться в выполнимости новых, февральских сроков принятия необходимых постановлений. Получается, что новый закон «О связи» часть следующего года проработает «на одном крыле» и, по-видимому, еще внесет свою лепту в создание новых неоднозначных и проблемных ситуаций на российском правовом поле отрасли связь.

Сергей Шалманов / CNews.ru


  1. За одобрение федерального закона «О Связи» в Совете Федерации (25 июня с. г.) проголосовало 97 (54,5%) сенаторов, против — 25 (14%), воздержались 12 членов Верхней палаты. За принятие этого закона в Государственной Думе России в третьем чтении (18 июня с.г.) проголосовали 388 депутатов, против — 18; во втором чтении (6 июня с.г.) за принятие документа проголосовали 403 депутата, против — 18, воздержавшихся не было.
  2. К концу 2002 года в Государственной Думе скопилось около 800 поправок к законопроекту «О Связи», а ко второму чтению различными сторонами было внесено в общей сложности 1500 поправок. Рабочая группа по подготовке законопроекта включала по одному депутату от каждой фракции, главу думского Комитета по информационной политике и его заместителя, несколько членов Совета Федерации, представителя правительства в лице первого заместителя министра связи, а также представителей всех заинтересованных ведомств — Минэкономразвития, Минобороны и МАПа. Примечательно, что при голосовании в Совете Федерации дала сбой электронная система голосования.
  3. В соответствии с новым законом «О Связи» разрешено использовать без регистрации практически все приемники, включая получившие в последнее время некоторое распространение среди автомобилистов навигационные системы GPS. По документу, не требуется регистрации телевизоров, радиоприемников, пейджеров, других изделий бытовой радиоэлектроники и персональной радионавигации, которые не содержат радиоизлучающих устройств.
  4. Оплата местных телефонных соединений, с вступлением в силу закона «О Связи», будет производиться по выбору абонента-гражданина либо с применением абонентской, либо повременной системы оплаты.
  5. Размер компенсации определяется как разница между доходами и расходами компании как универсального оператора и доходами и расходами компании как оператора связи, предлагающего услуги на коммерческой основе. Порядок выплаты определяется правительством. Для компенсации таких убытков создается резерв универсального обслуживания. Согласно закону, все операторы сетей общего пользования обязаны осуществлять отчисления в этот резерв по нормативу, определяемому правительством.
  6. В соответствии с принятым законом «О Связи» операторами, имеющими «доминирующее положение», признаются компании, которые вместе с аффилированными лицами обладают в географической зоне нумерации или на всей территории РФ не менее чем 25% монтированной емкости, либо имеют возможность осуществлять не менее 25% трафика.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2003 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS