Николай Ильин: Система СЦ становится реальным инструментом госуправления
Жаркое лето 1986 года, Чернобыль. Идет работа правительственной комиссии, ситуация требует оперативных и согласованных действий множества ведомств. Именно тогда появилась мысль о создании центров поддержки принятия решений в чрезвычайных ситуациях. Сегодня, через 25 лет, CNews взял интервью у "отца" этой идеи, заместителя начальника Управления информационных систем спецсвязи ФСО России, Николая Ильина.
CNews: Сейчас создается система ситуационных центров. Как эти СЦ будут взаимодействовать?
Николай Ильин: После создания СЦ Президента, как по цепной реакции, была развернута целая серия ситуационных центров. Сегодня их, наверное, десятки в органах госвласти — федеральных, региональных, муниципальных образованиях, на предприятиях.
Создается центр управления системой ситуационных центров органов государственной власти. И руководители достаточно активно используют эти технологии для принятия решений. Президент Российской Федерации, председатель правительства, министры, полномочные представители по округам, губернаторы... Практически два-три совещания проходят сегодня ежедневно с использованием этой технологии.
Николай Ильин: Может быть, ситуационные центры начинались как мода, но сейчас это реальная необходимость
Сейчас в год реально вводится в эксплуатацию по 10 ситуационных центров по федеральным и региональным органам власти. Если мы потратили на первый СЦ четыре года, то сегодня его можно создать за 2 месяца, я имею ввиду программно-технический комплекс. Но это не все. Это совсем не все!
CNews: Расскажите подробнее, что такое ситуационный центр?
Николай Ильин: Ситуационный центр - это не только программно-технический комплекс, включая ЗВКС (защищенная виртуальная корпоративная сеть). Это лишь первый пласт, самый основной, который хорошо отработан до уровня типовых решений.
Главное — это последующие слои. Например, единый территориально-распределенный информационный фонд. Важнейший компонент! Нужно чтобы все разговаривали на одном информационном языке.
Затем, это инструментально-моделирующие средства, то есть те инструменты, которые позволяют из "могильников" информации извлекать знания, чтобы действовать на их основе.
Средства визуализации — для представления решений в наглядном, ясном, понятном виде, в виде образов, чтобы это не читалось, а "глоталось" мозгом тех людей, которые принимают решения.
И, наконец, система поддержки решений. Она очень актуальна для ситуационных центров. Например, собираются десять человек, у каждого есть свое мнение, как синтезировать эти альтернативные решения? У каждого своя модель, своя информация, свои подходы, свои мысли. Система обеспечивает синтез альтернативных решений при обсуждении тех или иных проблем.
Например, президент недавно задавал вопрос — почему у нас выросли цены на хлеб, каковы составляющие факторы этого роста, как выявить, что является определяющим. С помощью этих инструментов и удается выявить все аспекты, получить некоторые новые знания.
CNews: Давайте пройдемся по основным слоям, которые вы назвали.
Николай Ильин: Следующий слой это единый территориально-распределенный информационный фонд. Президент поставил задачу обеспечить доступ ко всем возможным информационным ресурсам. В первую очередь, это ведомственные базы данных, чтобы в любую из них можно было войти, получить необходимую информацию на федеральном и региональном уровне.
Евгений Овчаров: Сегодня ситуационные центры находятся на новом витке своего развития
Материал прокомментировал Евгений Овчаров, заместитель генерального директора компании "Прогноз".
Основными инструментами для обеспечения поддержки принятия управленческих решений являются средства мониторинга, анализа и прогнозирования, позволяющие осуществлять оперативный мониторинг и анализ обстановки, формировать многовариантные прогнозные оценки развития ситуации с учетом принимаемых решений и других сценарных условий. Поэтому именно системы такого класса составляют основу ситуационных центров.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a2697