Новый закон: приживется ли ЭЦП в России?
Принят новый закон об электронной подписи. И это не улучшение старого закона, не просто новая версия, хотя преемственность сохраняется. Изменилось место электронной подписи в архитектуре электронного государства, поэтому в срочном порядке потребовалась модернизация законодательства. Насколько широкие перспективы открываются с принятием закона перед бизнесом? Станет ли ЭЦП востребованной в России?
Юрий Маслов, "Крипто Про", так комментирует этот тезис: "Пока мы не видим, что принятие нового закона "Об электронной подписи" повлечёт какие-либо изменения в нашем бизнесе. Думаю, что должно пройти 1-2 года, прежде чем будут сформулированы и приняты обществом толкования нового закона и обычаи делового оборота по его использованию. Параллельно с этим будут формироваться и наши инициативы.
Также не стоит забывать, что для применения усиленной квалифицированной электронной подписи должно быть принято много подзаконных актов, которых нет и в проекте. Даже не определены уполномоченные федеральные органы по их разработке. Так что нужно немного посмотреть…"
Появятся ли новые игроки?
На первый взгляд, новый закон радикально либерализует рынок электронной подписи, вводя две новые категории подписей, для которых не требуется сертификация ФСБ. Однако, полная реализация технического решения по электронной подписи зачастую требует и аппаратных компонент. Те не менее, импортным решениям теперь будет легче найти своего потребителя в России.
Что касается рисков усиления конкуренции в связи с активизацией деятельности иностранных компаний, то "Крипто Про" не видит для себя в этом угрозы.
Говорит Юрий Маслов: "Думаю, что рынок расширится новыми средствами электронной подписи, обеспечивающими применение простой и усиленной подписью. Возможно, часть потребителей сертифицированных средств ЭЦП "уйдёт" в потребители простой и усиленной электронной подписи. Хотя мне это кажется маловероятным, так как риски, связанные с применением сертифицированных средств ЭЦП, существенно ниже рисков, чем для простой и усиленной ЭП. Потому что есть экспертная организация (орган сертификации ФСБ России), который может квалифицированно сказать, что это средство действительно является средством ЭЦП. Не следует забывать, что новый закон не отменяет и не может отменить ограничения на импорт/экспорт средств электронной подписи. Ограничения определены 119-ФЗ "Об экспортном контроле". А он никак не меняется."
Его поддерживает Владимир Габриэль, который полагает, что Россия – одна из немногих стран с собственной традицией в криптографии. Это в частности означает, что если мы хотим поддерживать эту традицию на новых уровнях технологического развития нам как государству необходимо инвестировать в развитие наших криптографических средств на новых технологических платформах – это можно делать в разной форме, и это тоже является решаемой задачей.
Безусловно, российские разработчики в области криптографии по праву считаются одними из лучших специалистов в мире в этой области и вполне конкурентоспособны.
ЭЦП для СЭД
Для производителей СЭД и их заказчиков появляются дополнительные возможности выбора. Но надо сказать, что в этом сегменте в России уже сейчас имеется достаточная конкуренция, и продукты отечественного производства нам представляются достаточно конкурентоспособными, считает Владимир Андреев, "ДоксВижн".
Василий Овчинников, начальник отдела информационной безопасности ЭОС более детально рассматривает вопросы конкуренции российских и импортных решений. По его мнению, на рынке "простых" электронных подписей мы далеко позади. На Западе достаточно широко применяются решения, основанные, например, на хранении документов на едином портале, удостоверяющем личность каждого из "подписывающих" документ. У нас, в силу ограничений предыдущего закона, такая услуга практически не существует.
А вот если рассматривать рынок "усиленных" электронных подписей, то здесь ситуация, во многом, спорная. Слишком много факторов определяют популярность продуктов.
Западные решения в большинстве своем ушли вперед в части пользовательских интерфейсов и удобства. И сделали они это, в первую очередь, изменением самого подхода к электронным подписям - из мистического хэша в документе они стали более понятными, близкими простому человеку росчерками, изображениями. Однако и у нас, и в том числе у компании ЭОС, есть решения, которые могут поспорить с западными в этом отношении, а иногда и превосходят их.
Существенна и цена вопроса: решения на базе того же OpenPGP существенно дешевле принятых у нас решений на базе стандарта X509.
Если же рассматривать "квалифицированные усиленные" подписи, то здесь даже в случае открытия рынка, конкуренции либо не будет, либо будет исключительно мало. Все же доверие зарубежным шифровальным средствам у нашего государства вряд ли превысит доверие к отечественным.
В финасово-экономическом обосновании к закону "Об электронной подписи" сказано, что дополнительных бюджетных средств для реализации нового закона не требуется. Принят прогрессивный и ожидаемый рынком закон, который еще и не ляжет бременем на бюджет, что не может не радовать налогоплательщиков.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a2614