Статья

Развитие ИТ в России: взгляд иностранца

Бизнес Информационное общество Финансовые результаты

Бизнес-аналитиков не первый год занимает вопрос о том, какие перспективы открываются перед ИТ в России. Для более полного понимания ситуации на отечественном ИТ-рынке необходимо подробно рассмотреть особенности экономической и политической ситуации и их влияние на рыночные показатели.

Отечественная экономика до сих пор находится в сильной зависимости от добычи и переработки полезных ископаемых: нефти, газа, алюминия, железа и т.д. Любые изменения мировых цен на эти ресурсы, особенно на сырую нефть, оказывают значительное влияние на бюджет государства и на инвестиционные планы. Другим важным фактором, влияющим на ИТ-рынок, особенно в части инвестиций в технологии, является политическая ситуация. Российское правительство до сих пор владеет значительными пакетами акций крупнейших добывающих и перерабатывающих компаний, и соответственно, оказывает заметное влияние на все остальные секторы рынка. Более того, крупные правительственные организации входят в топ-10 потребителей ИТ-услуг. Таким образом, политическая ситуация и правительственные организации оказывают колоссальное влияние на российский ИТ-рынок.

По мнению экспертов аналитической компании PAC, в первом квартале 2011г. на отечественный ИКТ-рынок оказывали значительное воздействие внешние факторы, давшие дополнительный толчок к развитию национальной экономики. В первую очередь, это рост цен на сырую нефть, достигших уровня в 108 долл за баррель. Соответственно, крупные производственные компании и правительственные организации чувствуют себя уверенно и обладают достаточными ресурсами для дальнейшего развития. Ожидается, что серьезные инвестиционные программы, отложенные или замороженные во время экономического кризиса, будут вновь активизированы в рамках долгосрочной стратегии модернизации.

С другой стороны, российская ИТ-отрасль сильно отстает от западноевропейской по затратам на душу населения (47 евро против 431 в Западной Европе). По этому показателю Россия проигрывает даже лидеру Восточной ЕвропыЧехии (47 евро против 171). Следовательно, потенциал развития рынка остается колоссальным.

Рост рынка ПО и ИТ-услуг в России, 2010 – 2014 (прогноз)

Источник: PAC, 2011

Рост ИТ-рынка был наиболее заметным в трех отраслях: государственном и банковском секторах, а также в производстве, поскольку именно они являются самыми крупными потребителями высоких технологий. Была обновлена ИТ-инфраструктура, интегрированы ERP-системы. Многие предприятия продолжают модернизировать бизнес-процесссы в части повышения эффективности и улучшения отношений с клиентами, внедряя системы CRM. Несмотря на то, что государственный сектор в 2010 г. являлся вторым по объему потребителем ИТ-услуг после промышленного (соответственно 22% и 26%), технологически он развит очень слабо.

Государственный сектор: крупнейшие инвестиции

Благодаря развитию федеральной программы "Информационное общество", предполагающей внедрение ИТ в различных отраслях, таких как госуслуги, образование, медицина, госсектор продолжает оставаться основным источником инвестиций в ИТ-рынок. Наиболее технологически продвинутые государственные структуры, такие как казначейство, верховный суд, пенсионный фонд проявляют интерес к портальным технологиям, системам информационной безопасности, электронному документообороту и модернизации ИТ-инфраструктуры. В целом, однако, большинство проектов в этой области ориентированы на последнюю цель.

Рынок заказного ПО всё еще находится в зачаточном состоянии. Основные направления подобных проектов – внедрение пакетов офисной автоматизации и юридических программ в региональных органах власти. Специфика этих проектов – значительная кастомизация продуктов. Правительственные организации также уделяют повышенное внимание борьбе с использованием пиратского ПО.

Несмотря на то, что каждый год в ИТ-бюджеты закладываются значительные средства, заметного развития в этом секторе не наблюдается главным образом из-за высокого уровня бюрократизации, непрозрачности процедур бюджетирования и низкой степени квалификации пользователей. Кроме того, предстоящие в 2012 году президентские выборы и связанная с этим неопределенность могут повлиять на планы развития ИТ в государственном секторе.

Еще одной перспективной вертикалью развития ИТ-рынка в России является сфера коммунальных услуг, особенно энергетика, Россия планирует потратить порядка 15 млрд долл. на модернизацию интеллектуальных сетей и технологий энергосбережения. Эти проекты не за горами, поскольку в настоящее время ведутся переговоры правительства России с руководящими органами ряда государств (например, США и Франции), заинтересованных в инвестициях в эту сферу.

Производство: упор на ERP

В производственном секторе оптимизация бизнес-процессов и повышение эффективности производства исключительно важны и порождают спрос на внедрение крупных ERP-решений как от мировых, так и от российских вендоров. Из-за того, что в крупных холдингах созданы собственные ИТ-подразделения, отвечающие за все ИТ-процессы внутри компании, возрастает спрос на ИТ-аутсорсинг, особенно в части эксплуатации и развития инфраструктуры в целях оптимизации операционных расходов. Более того, местные компании также заинтересованы в оптимизации ключевых производственных процедур, и как следствие, большим спросом пользуются системы PLM, CAD и CAM.

Банки: конкуренция развивает ИТ

Банковский сектор по–прежнему заинтересован в виртуализации и системах хранения, обработки и резервного хранения данных. Причина возросшего спроса на подобные решения – повышение значения стратегии оптимизации ресурсов. Кроме того, финансовыми учреждениями востребованы CRM и системы управления лояльностью. В результате, ведущие отечественные банки разворачивают крупные ИТ-проекты, которые позволят им превратить лояльность клиентов в свое конкурентное преимущество.

Кроме автоматизации ключевых бизнес-процессов, таких как персональное кредитование, управление корпоративным и розничными услугами путем внедрения сервисно-ориентированной модели, банки испытывают потребность в управлении информационными потоками и повышении скорости реакции на запросы клиентов. С этой целью они внедряют ECM–приложения в дополнение к существующим ИС.

Лаура Хурмуз