Обзор подготовлен

версия для печати
SCRM досталась роль двигателя SaaS

CRM досталась роль двигателя SaaS

Популярность альтернативного метода распространения софта – как услуги, а не как продукта (SaaS- Software as a Service) - прямо пропорциональна предложению. Пока оно даже на мировом рынке не слишком велико, а в России только начинает формироваться. Наиболее развит к настоящему моменту сегмент предлагаемых в аренду CRM-решений.

Изменившиеся экономические условия в мире и в России быстро сказались на стремлении компаний практически всех отраслей к большему или меньшему снижению издержек. Подавляющее большинство пересмотрело свои расходы на ИТ – в итоге на рынке ИТ в 2009 г. аналитики ждут серьезного спада. Тем не менее, сформированные уже ИТ-ландшафты нужно поддерживать. С другой стороны, компаниям нужно стремиться и к оптимизации, и к повышению эффективности бизнеса – а эти задачи помогают решать,  вроде бы, как раз ИТ. Соответственно, ИТ-бюджеты отнюдь не целиком "заморожены" - просто компании стали более внимательно и вдумчиво относиться к реализуемым ИТ-проектам. Предпочтение отдают тем инициативам, которые заметно помогают оптимизировать деятельность или дают очевидный и быстрый экономический эффект.

В новом рыночным контексте одной из таких ИТ-инициатив называют новый сервисный подход к распространению ПО – как услуги (SaaS). В Gartner предполагают, что даже в период рецессии это направление будет расти. По прогнозам аналитиков, к 2012 г. этот рынок утроится и составит 14,8 млрд долл. Речь идет о распространении по модели SaaS таких корпоративных приложений, как системы поддержки контента, коммуникаций и совместной работы (content, communication, collaboration, CCC); а также столь известных аббревиатур, как CRM, HRM, ERP и SCM.

Наибольший объем демонстрирует сектор CCC – по оценкам Gartner, в 2008 г. он составлял 2,1 млрд долл., а к 2012 г. вырастет до 4,7 млрд долл. Второй по величине сегмент – CRM, демонстрирующий в 2008 г. объем 1,7 млрд долл. К 2012 г. показатель по тем же прогнозам увеличится до 3,2 млрд долл.

Динамика мирового рынка SaaS 2007-2012*

*Данные за 2012 год - прогноз

Источник: Gartner, CNews Analytics, 2009

В 2008 г. интернет-приложения, работающие удаленно на серверах производителя, по данным Forrester Research, находят все более широкое применение в корпоративной среде. По данным опроса более 1000 руководителей информационных отделов (CIO) американских и европейских компаний, в 2008 г. 16% компаний использовали хотя бы один программный продукт, работающий через интернет. В 2006 году пользователей SaaS-продуктов, по тем же данным, было не более 9%.

Среди тех, кто ранее не использовал и пока не планирует использовать данную модель, около 46% отметили, что не изменили своей точки зрения ни в 2006, ни в 2007 году. Вместе с тем, более трети тех, кто в 2006 году отвергал идею использования Hosted-приложений, сейчас уже не против этой идеи.

Наиболее интересным для потенциальных пользователей факторами, по данным опроса  Forrester Research, являются дешевизна решения и отсутствие необходимости иметь для обслуживания ПО собственные серверы и персонал. Аналитики отмечают, что хотя в целом интерес компаний к интернет-приложениям в зависимости от рода их деятельности отсутствует, все же чаще других к SaaS проявляют внимание кадровый отдел, отдел разработок, клиентский отдел, отдел снабжения и управления поставками.

Плюсы сервиса

Преимущество SaaS с точки зрения экономии для предприятия – это уход от закупки лицензии и размещения систем у себя. Вместо этого заказчики "подписываются" на приложения, размещенные на серверах поставщика, и получают к ним доступ на оговоренный в контракте период. Затраты на аренду получаются значительно меньше сумм, которые тратятся на проекты автоматизации и на ТСО. Удобен – и не только в кризис – гибкий график оплаты, небольшими траншами – ежемесячно или ежеквартально (против, например, единовременного внушительного платежа за лицензии и внедрение).

Изначально SaaS-предложение ориентировали для малого и среднего бизнеса, однако в связи с новыми трендами сокращения издержек, вероятно, такие услуги будут пользоваться спросом и у крупных компаний. Тем более что помимо "головной боли" о размещении систем, они могут передать поставщику и заботу об их администрировании и техподдержке.

По ожиданиям Forrester Research, в ближайшие 4-5 лет модель SaaS станет привычной для бизнеса во всем мире. Вообще она очень удачно "вписывается" в общий подъем аутсорсинга, интерес к которому кризис заметно подогрел во всем мире. Аналитики, как обычно, готовы подтвердить всплеск внимания подходящими цифрами. Так, по данным исследования Capgemini, аутсорсинг ИT-процессов окупается в девяти случаях из десяти.  85% респондентов сэкономили на его использовании как минимум столько же, сколько на него потратили. 26,4% опрошенных компаний сэкономили в два раза больше, чем потратили. И в целом 94,8% респондентов смогли за счет аутсорсинга повысить свою капитализацию, отмечают эксперты Capgemini.

Неприятные нюансы

Недоверчивое отношение к SaaS-системам подпитывается некоторыми их очевидными недостатками. Во-первых, SaaS – это стандартный сервис, т.е. по сути тиражируемый продукт, который сложно быстро "заточить" под специфические задачи конкретного заказчика. В этой связи говорить о подписке, например, на "тяжелую" ERP нельзя. Зато вполне целесообразно выбрать и "подписаться" на какой-то из ее модулей, не покрывающий ключевой бизнес-процесс заказчика. Скажем, для банка может быть интересно использование по SaaS модулей CRM или HR (но не АБС), в отсутствие необходимости внедрения ERP целиком. Модульность, вероятно, станет ключевым моментом и структуры SaaS-систем. По крайней мере, это отчасти позволит решать проблему адаптации приложений под конкретные запросы или их локализации. 

Еще один специфический нюанс при использовании модели SaaS – своего рода зависимость от поставщика. Часто это в одном лице разработчик и провайдер сервиса. Или вариант, когда продвижением иностранной SaaS-системы в России эксклюзивно занимается единственный интегратор.

Здесь подключается вопрос доверия - или традиционная боязнь передачи данных внешнему поставщику, которая так долго сдерживала развитие рынка аутсорсинга. Сами сервис-провайдеры настаивают на том, что как раз они обеспечивают более высокий уровень безопасности информации – поскольку связаны соответствующими условиями договора и мерами ответственности за возможные инциденты. Рычагов же влияния на отдельного сотрудника компании, особенно увольняющегося, гораздо меньше, убеждают они.

Наконец, все преимущества SaaS-систем могут реализоваться для заказчика только при наличии бесперебойного и недорогого интернет-доступа. В российских реалиях это пока  автоматически сужает рынок до Москвы, Петербурга и ряда крупных городов.

Опрошенные Forrester Research ИТ-директора - те, кто не намерен переходить на Hosted-решения, чаще всего выделяли следующие недостатки SaaS: слабые возможности интеграции с существующими корпоративными решениями, относительная негибкость и большая уязвимость, связанная с полной зависимостью этих решений от доступа в глобальную сеть. Также респонденты озвучили уже упомянутые опасения, связанные с передачей корпоративных данных в открытых сетях.

Драйверы популярности

В целом модель SaaS набирает все большую популярность, во-первых, благодаря распространению интернета и широкополосных каналов доступа, во-вторых, благодаря усилиям поставщиков, решающих вопросы безопасности, качества сервиса и расширения предложения. Собственно, выбор приложений по подписке до недавнего времени был очень не велик. И в настоящий момент он по-прежнему в разы меньше "коробочного" разнообразия.

Наибольшее количество SaaS-продуктов – в сегменте CRM. Именно здесь представлен самый известный поставщик ПО как услуги – компания Salesforce, которая уже в 2007 г. заняла третье место на мировом рынке CRM (данные Gartner), с долей 8,4%, уступив только SAP и Oracle. В 2008 г. провайдер появился в России, его решения продвигает здесь интегратор CT Consulting, однако пока данных о массовой подписке на его продукты со стороны российских компаний не появилось. Также в России присутствует NetSuite (предлагающая не только CRM, но и ERP по модели SaaS) и open source система SugarCRM, которую продвигает "АйТи". Есть уже и аналогичная отечественная разработка - 24com. Объем предложения во втором ключевом сегменте SaaS — управление персоналом (HRM) — заметно меньше. Заметен здесь поставщик UCMS Group, система которого Quinyx WorkForce по функционалу может конкурировать с теми же "гигантами" -  SAP и Oracle.

Вообще в России рынок ПО, сдаваемого в аренду, очень скромен. Большая часть предлагаемых в аренду систем покрывает мелкие классы приложений.  "Мой склад" автоматизирует управление складом.. "Мегаплан" предлагает набор ПО класса collaboration: "Мегаплан: Таск-менеджер" - система управления задачами и развитием, "Мегаплан: Тайм-менеджер" – продукт для управления списками дел и личным временем, "Мегаплан: Проект-менеджер" – продукт, включающий модули управления задачам, проектами (хотя компания развивает и направление CRM). Teamer создает некий  аналог продукта Basecamp компании 37Signals. "Кларис" - системы для управления задачами, а OpenAir – для управления проектами.

Мария Попова, Надежда Генина / CNews Analytics

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS