Обзор подготовлен

версия для печати
Кого объединит единое решение?

Кого объединит единое решение?

«Электронное правительство»—понятие достаточно широкое и означает не просто внутреннюю информационную систему исполнительной ветви власти, но и единую инфраструктуру государственного управления и интерактивного взаимодействия государства, бизнеса и граждан с помощью информационных технологий.

Среди целого ряда задач, решаемых электронным правительством, можно выделить важнейшую—обеспечение через единую систему доступа к глобальным, национальным, региональным и локальным информационным ресурсам. С помощью систем e-Government возможно создать единое информационное пространство, объединяющее все управляющие государственные организации и потребителей государственных услуг, обеспечивающее информационную поддержку принятия решений и информационно-правовую поддержку чиновников, граждан и бизнес-организаций.

Что может дать единая электронная система управления государством

Государство, как всякая организация, представляет собой структуру, состоящую из подсистем, каждая из которых обладает своими собственными целями. Поэтому для достижения глобальных общенациональных целей государства необходимо рассматривать его как единую систему. Основной задачей организации единой информационной системы является создание рациональной модели управления государством, от ее успешного решения зависит удовлетворение требований к качеству управленческого процесса.

Архитектура ГАС «Управление»

Источник: ФГУП НИИ «Восход»

Интеграция региональных информационных сетей – это создание нового стратегического управленческого решения на основе общей электронной платформы. Организация взаимодействия систем разного уровня – ведомственных, центральных, региональных и местных органов власти—обеспечивает ряд преимуществ: гласность при принятии государственных решений, прозрачность власти, привлекательность экономики для инвестирования, доступность всех государственных услуг и, в конце концов, повышение комфорта в повседневной жизни для граждан. Кроме того, очевидно сокращение расходов на дорогостоящий госаппарат вследствие оптимизации и реформирования системы государственных закупок. Электронное правительство работает 24 часа в сутки, максимально удобно в использовании и ориентировано на мнение граждан.

Организационно—технические и технологические аспекты развития интегрированной информационной среды должны учитывать определенные требования, основой которых являются полный спектр средств интеграции и разработки, универсальная архитектура служб, настраиваемые средства моделирования, мониторинга и управления бизнес-процессами, встроенное высокопроизводительное хранилище данных, неограниченное число интегрируемых систем, адекватные (невысокие) требования к аппаратному обеспечению и простота администрирования.

Современные этап создания единого электронного правительства в России

Создание единого электронного правительства во многом зависит от уровня внедрения информационных технологий в обществе, и связано, прежде всего, с пониманием функций электронного правительства на различных этапах его становления. В России пока это понятие часто сужается до совершенствования государственного управления с помощью использования новых информационных технологий, что, безусловно, повышает его эффективность и, так или иначе, ведет к созданию новой коммуникационной среды, позволяющей структурам власти и структурам гражданского общества, бизнесу взаимодействовать на основе единых стандартов. Однако при этом на региональном уровне информатизация территориального управления осуществляется неравномерно и находится на разных этапах: от автоматизации отдельных офисных процессов до создания отраслевых информационных систем и организации межведомственного информационного обмена.

Как известно, повышение эффективности функционирования организации в целом при внедрении информационной системы достигается только при одновременном реформировании основных адинистративных процессов. Распространение электронного правительства выражает не только новый характер организационных отношений, но и трансформацию всего комплекса отношений государственного управления с обществом. Автоматизация неэффективных процедур государственного управления бессмысленна.

Основными препятствиями на пути широкого распространения единого решения становятся:

  • несогласованность информационных систем, составов данных, форматов и регламентов обмена данными;
  • отсутствие официального регистра информационных ресурсов и сервисов, предоставляемых отраслевыми ИС;
  • отсутствие нормативной базы и организационного обеспечения межведомственного и межбюджетного информационного взаимодействия;
  • проблемы транспорта информации, материального и финансового обеспечения процессов информатизации;
  • кадровое обеспечение.

Успехи и проблемы региональной информатизации

В ряде регионов России (Москве, Республике Чувашия, Республике Татарстан, Пермском крае, Республике Мордовии, Калининградской области, ХМАО, ЯНАО и др.) реализованы собственные, во многом успешные проекты региональной информатизации, поддерживаемые администрациями, бизнесом, научными организациями. Эти регионы, часто с федеральной финансовой помощью, поступательно реализуют свои программы информатизации и создания электронного и мобильного правительства. В настоящее время некоторые регионы пытаются объединиться – такие инициативы исходят, например, от Калининградской и Самарской областей.

«Мобильный офис» руководителей Республики Татарстан

Источник: Центр информационных технологий Республики Татарстан

Однако большинство реализуемых в настоящее время административных информационных регламентов не ориентировано или в недостаточной степени ориентировано на цели, принципы, методы работы и использование единой технологии электронного правительства. По этой причине большая часть реализованных и планируемых к реализации электронных услуг, нацеленных на удобство и экономию времени при их получении гражданами, на реальное снижение затрат организаций по преодолению административных барьеров вступает в противоречие с ранее установившейся практикой.

Разработанные в рамках ФЦП «Электронная Россия» методики и стандарты по созданию архитектуры электронного правительства, сетей связи федеральных и региональных органов исполнительной власти, типовых региональных информационных систем пока не получили официального статуса, согласования с регионами, развития и постоянного сопровождения.

С 2002 г. Минэкономразвития распространяет различные методики создания и внедрения информационных систем (результаты выполненных НИР по этим вопросам), размещая их на своем сайте. В 2007 году Мининформсвязи (с 2008 г—Минкомсвязи) через агентство Росинформтехнологии начало работы по созданию типовых решений в сфере региональной информатизации, включающие в себя методическое и программно-техническое обеспечение. По мнению министерства, типовые решения должны обеспечить поддержку выполнения основных функций органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также возможность их адаптации с учетом конкретных функциональных задач и специфики административно-управленческих процессов. Методическое обеспечение типового решения будет включать весь набор регламентов его функционирования и использования, проекты нормативно-правовых актов, которые необходимо принять на уровне субъектов Российской Федерации.

Для выбора пилотных регионов по созданию и апробированию на их территории типовых решений Мининформсвязи России был объявлен открытый конкурс, в котором участвовал 101 регион. По результатам конкурса были названы победители:

  1. По типовому решению «Информационная система планирования и мониторинга социально-экономического развития субъекта Российской Федерации»: Краснодарский край; Красноярский край; Пермский край; Республика Саха (Якутия); г. Санкт-Петербург; Тверская область; Тюменская область.
  2. По типовому решению «Информационная система управления государственным имуществом субъекта Российской Федерации»: Воронежская область; г. Москва.
  3. По типовому решению «Информационная система обеспечения социальной поддержки обслуживания населения субъекта Российской Федерации»: Калининградская область; Тульская область.
  4. По типовому решению «Информационные системы поддержки лицензирования отдельных видов деятельности»: Орловская область; Ханты-Мансийский АО – Югра.
  5. По типовому решению «Информационная система управления жилищно-коммунальным комплексом»: Республика Татарстан; Томская область.
  6. По типовому решению «Информационные системы поддержки оказания органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственных услуг с использованием электронных средств коммуникаций, а также на принципах «одного окна»: Московская область; Республика Дагестан; Тамбовская область.

В августе 2006 г. была одобрена новая редакция ФЦП «Электронная Россия». В 2007 г. административная реформа и построение федерального электронного правительства получили единый координирующий орган в виде Правительственной комиссии по административной реформе. Однако в регионах аналогичные органы координации пока не появились.

Основой создания электронного правительства на базе единого информационного пространства является создание условий для развития региональной интегрированной информационной среды. Единая система e-government позволяет эффективно организовать взаимодействие всех ее частей и объединить их на такой основе, которая позволит государству в целом достичь его глобальных целей.

Широкое внедрение в систему государственного управления информационных и телекоммуникационных технологий, развитие системы информационного обеспечения органов государственной власти и местного самоуправления, объединение государственных, муниципальных, корпоративных и частных информационных ресурсов и систем, телекоммуникационных сетей – путь эффективного развития вертикальной и горизонтальной интеграции в области государственного управления, обеспечения широкого доступа к информационным ресурсам. Главная цель при этом—улучшение качества и оперативности принятия управленческих решений, качества и уровня жизни населения.

Елена Баканова/CNews

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS