Тема месяца

О расходах на реабилитацию инвалидов не знает никто

ИТ в медицине: как поддержать инвалидов

Около 9% населения Российской Федерации относятся к категории инвалидов. Эти люди имеют право на получение целого ряда государственных услуг, однако на практике добиваются самого необходимого путем изнурительного стояния в очередях и сбора бесконечных справок. При этом само государство так до конца и не знает, сколько средств потрачено на реабилитацию таких граждан. Информатизация органов социальной защиты населения может помочь решить проблемы реабилитации инвалидов.

Проблема социальной поддержки инвалидов в нашей стране стоит не менее, а, может, и значительно более остро, чем проблема обеспечения граждан в целом высококачественной медицинской помощью. Эта категория жителей России является наименее защищенной по той простой причине, что ее благополучие в значительной степени зависит от того, каким образом государство сможет о ней позаботиться.

По данным Росстата, в 2008 году в России было зарегистрировано более 12,7 млн инвалидов, т.е. почти 9% населения страны. Среди них 506,6 тыс. составляли дети в возрасте до 18 лет (около 2% всех детей до 18 лет). За этот период впервые были признаны инвалидами 966 тыс. взрослых старше 18 лет.

В течение 2007 г. органами социальной защиты гражданам пожилого возраста и инвалидам на условиях полной или частичной оплаты было предоставлено услуг на общую сумму 4447,6 млн руб. Подавляющее число этих услуг (79%) оказывалось в стационарах.

Процедура получения инвалидности

Часть людей рождается с особенностями, не позволяющими им жить и работать наравне со всеми, а часть приобретает эти особенности в процессе жизни. В первом случае человек с самого рождения частично или полностью находится на попечении государства, а во втором получает необходимую государственную поддержку после прохождения соответствующей процедуры.

Процедура эта, в общих чертах, следующая. Любой человек, находящийся на больничном более 4-х месяцев подряд или более 5-ти месяцев с перерывом, может претендовать на получение статуса инвалида. В этом случае лечебное учреждение, в котором наблюдается больной, заполняет специально разработанную форму направления на медико-социальную экспертизу (МСЭ). Вместе с этим направлением и заявлением человек отправляется в бюро МСЭ.

Численность инвалидов, состоящих на учете в ПФ РФ, 1995-2008 гг.

Источник: CNews Analytics по данным Росстата, 2009

После рассмотрения документов бюро МСЭ выдает гражданину справку об инвалидности и индивидуальную программу реабилитации (ИПР), а также отправляет выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в пенсионный фонд для назначения соответствующих выплат (на деле, этот акт граждане, как правило, отвозят сами).

На основании справки об инвалидности органы социальной защиты населения предоставляют человеку положенные ему преференции (бесплатный проезд, льготы по оплате услуг ЖКХ и т.п.). Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) позволяет получить бесплатную путевку в санаторий или направление в реабилитационный центр, инвалидную коляску и т.п.

В России устанавливаются 3 группы инвалидности:  от 1-й – самой тяжелой, при которой человек не может не только работать, но и элементарно обслуживать себя самого, до 3-й – самой легкой, предусматривающей возможность работы по определенным специальностям. Как правило, инвалидность устанавливается на 1 год, после чего освидетельствование в бюро МСЭ необходимо проходить снова.

Медико-социальная экспертиза и органы социальной защиты

Процедура оформления инвалидности проходит в бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ), которое расположено в каждом крупном районе. Это учреждение обязано разработать и выдать человеку индивидуальную программу реабилитации (ИПР). Для разработки такой программы требуется от 1,5 часов до 2 дней, в этом процессе должно участвовать множество специалистов, способных в полной мере оценить положение и рекомендовать, как предотвратить дальнейшее развитие заболевания. На деле специалистов по разработке ИПР катастрофически не хватает, поэтому создание программы реабилитации, на основании которой впоследствии человек может претендовать на те или иные реабилитационные мероприятия, часто происходит формально.

Социальные услуги, оказанные пенсионерам и инвалидам, млн руб., 2007

Источник: CNews Analytics по данным Росстата, 2007

Кроме того, сколько денег затрачивается на эти мероприятия, по сути, не знает никто. Часть средств (оплата протезов, санаториев и т.п.) учитывается Фондом социального страхования (ФСС) РФ. Но автоматизированной системы учета мероприятий по программе реабилитации не существует, поэтому, с одной стороны, инвалид вынужден самостоятельно ходить по инстанциям и добиваться предоставления положенных ему услуг, а с другой стороны, государство не может контролировать адресность этих услуг и планировать расходы на их предоставление.

Схожая ситуация существует и на втором этапе государственной системы обслуживания инвалидов – в органах социальной защиты населения. Эти  учреждения должны помогать гражданам оформить и получить положенные им по закону пособия и услуги. Для того чтобы этот процесс не превращался в бесконечное стояние в очередях и сбор многочисленных справок, единая информационно-аналитическая система органов социальной защиты должна работать в тесном взаимодействии с ИТ-системами других ведомств, в частности органов здравоохранения, образования, ЗАГС, МВД и т.п.

Система информационного обеспечения органов социальной защиты населения должна включать в себя несколько основных блоков, среди которых назначение и выплата пенсий и пособий,  учет граждан в центрах соцзащиты, пациентов центров реабилитации и людей, проживающих в домах-интернатах, приютах и социальных гостиницах, а также содержать решения, автоматизирующие решение прикладных задач медицинского обслуживания и психологической помощи, реабилитации детей с отклонениями в развитии и т.п.

Кроме того, необходимо автоматизировать процесс социально-бытового обслуживания, а для этого создать единый региональный банк данных, который позволит определять потребности в различных видах социальной помощи и вести учет ее предоставления; анализировать тенденции в социальной сфере и прогнозировать потребности региона; обоснованно разрабатывать комплексные адресные программы.

Наталья Рудычева

Александр Шошмин

Александр Шошмин:
В области информатизации бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) было, как минимум, пять разработок, признанных неудачными

На вопросы CNews ответил Александр Шошмин, руководитель отдела ИТ по проблемам инвалидности Санкт-Петербургского научно-практического центра медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им Г.А. Альбрехта ФМБА России

CNews: Какие проблемы в области организации медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов вы считаете наиболее острыми в настоящее время?

Александр Шошмин: Основная проблема – это непрекращающаяся реформа и ее хаотичный характер. Непрерывное реформирование социальной сферы в нашей стране, несмотря на общую позитивность этого процесса, в основном, проводится без соответствующей подготовки и приводит к росту недовольства граждан. Это касается и реформ, направленных на социальную поддержку и реабилитацию инвалидов, и непрогнозируемого изменения величины государственных расходов на эти цели. Конечно, не хватает прозрачности и управляемости Федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы (ФГУ МСЭ), которых при территориальной разбросанности почти 2000 бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) без применения современных информационных технологий не добиться.

Полный текст интервью

Вернуться на главную страницу

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS