Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Кристалл Сервис

Елена Кудрина: Оптимизация становится ключевым термином для ритейлера и интегратора

Алексей Сараев: Торговля и дистрибуция требуют гибких и многофункциональных решений

Елена Кудрина

Алексей Сараев

В интервью CNews Елена Кудрина, исполнительный директор компании FIT, и Алексей Сараев, генеральный директор компании R&K Consulting, рассказывают об основных тенденциях отечественного рынка автоматизации торговли, а также об особенностях совместно разработанного отраслевого решения — Oracle JD Edwards & GESTORI Retail — и перспективах его продвижения на российском рынке.

CNews: Какие тенденции развития российского рынка ритейла вы могли бы выделить в числе ключевых?

Елена Кудрина: Ритейл имеет серьезную специфику, помноженную на огромный объем информации. Интересно, что такие авторитетные компании, как Oracle и SAP, теперь готовы признать, что потребности розничных предприятий часто входят в противоречие с принципами построения классических ERP-систем. А разрешить это противоречие призвано совмещение ERP со специализированными системами, берущими на себя такие специфические ритейл-задачи, как товародвижение и логистику, работу с покупателями и CRM, управление процессом продаж, накопление и хранение базы чеков, ценообразование, планирование и пополнение запасов. ERP-системе остаются корпоративные функции администрирования, не являющиеся уникальными для ритейла: управление финансами, персоналом, недвижимостью, бюджетирование, консолидированная отчетность и т.п.

Свидетельством этой тенденции являются развернувшиеся битвы ERP-гигантов за право покупки компаний-разработчиков специализированных ритейл-пакетов. Сегодня специализированные решения у ERP-вендоров интегрированы с собственными системами и позиционируются в качестве комплексных решений для ритейла.

Заметен и растущий интерес к интеграционным платформам. Как правило, ведущие торговые компании используют целый спектр интегрированных решений. При этом с каждым годом все более востребованным становится аналитический функционал, связанный с планированием, прогнозированием и оптимизацией всех аспектов бизнеса торговых компаний. Растет конкуренция сетей, неизбежно падает их прибыльность. И оптимизация становится ключевым термином как для ритейлера, так и для интегратора.

CNews:Какие новые требования к ИТ-решениям диктует современный этап развития отечественного ритейла?

Елена Кудрина: На любом этапе развития рынка ИТ-решения должны отвечать растущим потребностям ритейлеров. Только тогда можно рассчитывать на то, что они будут востребованны. Это рыночная аксиома. Интереснее в этой связи задаться вопросами о том, насколько те или иные решения «заточены» под требования завтрашнего дня? Учитывают ли они перспективные тенденции? Поможет ли экспертиза разработчиков информационных систем предвидеть то, что будет завтра?

Все сети стремятся к росту. Для его поддержки нужны соответствующие механизмы со стороны информационных технологий. Например, в федеральной сети «Гроссмарт» отработана целая технология проведения процесса поглощения. Определяющую роль в наличии такой технологии играет слаженная и опытная команда, но без соответствующих ИТ-инструментов сеть не могла бы расти так быстро и эффективно. Когда мы слышим о том, что двум крупным сетям на проведение процедуры слияния необходимо три года — нас это удивляет. С точки зрения ИТ и логистической составляющей бизнеса, имей хотя бы одна из этих сетей ИТ-решение, позволяющее реализовать реальный режим времени, для них не составило бы труда объединить усилия не только формально, представая перед поставщиками как «закупочный союз», а стать реально единым целым, даже несмотря на то, что сети работают в разных форматах. Использовать не только увеличившуюся закупочную мощь, но и оптимизировать структуру управления.

В России по мере развития рынка ритейла на смену экстенсивному пути развития, который характеризуется лавинообразным увеличением количества магазинов в сетях, приходит интенсивный, сопровождающийся оптимизацией бизнеса, его тонкой настройкой. Работая над проектами, взаимодействуя с ведущими западными консультантами, мы используем экспертный опыт, связанный с оптимизацией. И понимаем, какие продукты понадобятся ритейлерам в перспективе.

Мы предполагаем, что через некоторое время наступит качественно новый этап: вырастут крупные российские сети, которые не будут бояться прихода западных ритейлеров. Конечно, стратегическая цель некоторых из них — рост для дальнейшей продажи, но большинство федеральных сетей не стремятся к этому.

Поэтому следующим этапом их развития будет оттачивание бизнес-процессов, прежде всего — в части логистических операций. Тонкая настройка бизнес-процессов еще впереди. Это и прогнозирование товарных потребностей с помощью специальных аналитических комплексов, и более точный и аргументированный подход к планированию и оптимизации товарных запасов, и оптимизация цен на товары, и многие другие. Наша компания готова к решению подобных задач.

Если вчера отечественным ритейлерам нужно было заложить фундамент операционной деятельности, наладить надежный учет, то сегодня стало очевидно, что бюджетирование и финансовый блок у многих сетевиков не соответствует международным стандартам. Для решения подобных задач мы предлагаем использование системы Oracle JD Edwards Enterprise One, имеющей более 4 тысяч клиентов по всему миру.

CNews: В каких вопросах отечественные торговые компании испытывают наибольшие сложности при реализации ИТ-проектов, из вашей практики?

Алексей Сараев: В качестве ключевых сложностей при реализации проектов в России я бы выделил отсутствие культуры и навыков ведения проектов. В российских компаниях до сих пор бытует мнение, что «консультанты придут и все сделают». Планирование и ведение проекта со стороны заказчика, выделение времени ключевых специалистов заказчика и определение целей до сих пор являются слабыми местами при реализации ИТ-проектов.

Для торговых компаний характерна динамичность бизнеса. Как правило, она вызывает определенные сложности в фиксации бизнес-процесса и его требований к информационной системе. Выходом из данной ситуации служит обучение сотрудников функциональным возможностям программного продукта, чтобы в дальнейшем они могли самостоятельно принимать решение о выборе приоритетного варианта автоматизации конкретного типа бизнес-процесса. Однако процесс обучения опять-таки требует времени. Заказчиков зачастую подводит и недостаточное внимание к рекомендациям консультантов.

CNews: В какой степени различаются потребности в функциональности автоматизированных систем у оптовых и розничных торговых компаний?

Алексей Сараев: Потребности в функциональности у оптовых и розничных компаний похожи лишь в некоторой степени. Некоторая схожесть в процессах «Закупки» и «Логистика» имеется только у розничных сетей и оптовых предприятий, при условии, что у розничной сети присутствуют централизованные закупки. В процессе «Продажи» имеются кардинальные отличия. Значительно различаются требования по аналитике и отчетности. Оптовики больше ориентированы на мониторинг рентабельности товарных групп и направлений, в то время как розница уделяет большое внимание анализу лояльности целевой аудитории и наличию необходимого товарного ассортимента.

CNews: Как бы вы охарактеризовали динамику востребованности решений по автоматизации складов в российском торговом секторе в последние годы?

Алексей Сараев: Стремительное развитие сектора торговли, несомненно, влечет за собой рост потребности в складских услугах и складских площадях. На текущий момент мы наблюдаем активное развитие рынка TPL-услуг различного уровня и тенденцию к передаче процессов обслуживания товарных потоков розничных и оптовых компаний на аутсорсинг. Ключевыми факторами успеха поставщиков TPL-услуг являются точность, оперативность и аккуратность в работе с грузами. Все это можно обеспечить только быстрым доступом к качественной и полноценной информации о товарных потоках. Мы можем отметить значительный рост заинтересованности и потребности в современных решениях по автоматизации складской деятельности.

CNews: Какие из решений западных вендоров, на ваш взгляд, в наибольшей степени приспособлены под потребности отечественных компаний, занимающихся оптовой торговлей и дистрибуцией?

Алексей Сараев: Бесспорно, таковыми являются решения Oracle: ERP-системы Oracle JD Edwards Enterprise One и Oracle E-Business Suite. Одно из основных отличий этих решений — гибкость. Оптовая торговля и дистрибуция — это отрасли с динамично меняющейся многовариантностью бизнес-процессов и практик ведения бизнеса, поскольку компании этой отрасли подстраиваются под «капризы» розничных потребителей. Только гибкие, функциональные решения, подразумевающие быструю перенастройку системы, могут быть применимы в данной индустрии.

CNews: Какие факторы побудили вас к разработке и продвижению еще одного продукта, ориентированного на ритейлеров?

Елена Кудрина: В последнее время рынок ритейла демонстрирует практический интерес к функциональным системам автоматизации бухгалтерского учета и финансов, финансового планирования и бюджетирования. Связано это и с выходом розничных компаний на IPO, и с ростом количества слияний и поглощений, и с ужесточением конкуренции, требующей от игроков рынка повышения контроля над финансовыми потоками.

Учесть этот тренд, ответить на современные запросы рынка и призван наш совместный продукт. Занимаясь в течение 17 лет автоматизацией розницы, мы стремились повторить успех ИТ-решения, применяемого в Wal-Mart и прошедшего проверку временем и масштабом деятельности этой компании.

И сегодня мы готовы предложить такой продукт российскому рынку. У него аналогичная централизованная архитектура, отработанная на десятках проектов. В составе решения — специализированная система управления товародвижением, построенная с применением аналогичных инструментальных средств в сочетании с ERP-системой Oracle JD Edwards в качестве финансовой подсистемы. Мы изначально были нацелены на создание решения, призванного стать новым отраслевым стандартом в российском ритейле, и надеемся, что нам его удалось реализовать.

CNews: На кого ориентировано ваше отраслевое решение, какие задачи оно призвано решать?

Елена Кудрина: Бизнес-приложение Oracle JD Edwards & GESTORI Retail предназначено для автоматизации розничных сетей и оптово-розничных предприятий. Оно позволяет охватить весь спектр бизнес-процессов торговых компаний, может использоваться как небольшими сетями соседских универсамов, так и мультиформатными сетями супермаркетов и гипермаркетов.

Решение помогает связать воедино все аспекты бизнеса, включая управление розничными продажами и логистикой; активами и ресурсами предприятия; цепочкой поставок и взаимодействием с поставщиками. Система отличается низкой совокупной стоимостью владения, обширной функциональностью и гибкостью, позволяющей легко настраивать систему под индивидуальные требования заказчиков.

Алексей Сараев: Работая над новым предложением для ритейла, мы стремились максимизировать его эффективность для потребителя. В решении для розничной торговли Oracle JD Edwards & GESTORI Retail совмещены практики управления сетевой внутренней логистикой магазинов и расчетных центров с помощью системы GESTORI и широкий функционал для управления финансами и оптовым складом системы Oracle JD Edwards Enterprise One. Интеграция продуктов позволяет обеспечивать как комплексную автоматизацию логистических процессов розничных магазинов и складов, так и ведение управленческого и финансового учета во всей торговой сети. В итоге заказчик получает возможность создать единое информационное пространство для планирования, учета, контроля и анализа своей деятельности.

CNews: Каким образом система решает задачи управления финансовым контуром торговой компании?

Алексей Сараев: Решение этой задачи обеспечивается за счет интеграции обширного финансового модуля Oracle JD Edwards Enterprise One. При этом преимуществом совместной разработки является возможность «распределить обязанности» по первичной регистрации событий между двумя решениями. Например, поставщик осуществляет доставку товара в магазин. Операция приходования регистрируется в учетных ценах в GESTORI, после чего — передается в Oracle JD Edwards, где в свою очередь происходит регистрация счета и его сопоставление с приходом.

Кроме того, система предлагает обширные возможности для ведения учета по неограниченному количеству предприятий холдинга одновременно, независимо от сложности его организационной структуры и происходящих изменений. Особенностью Oracle JD Edwards & GESTORI Retail является ведение учета по центрам финансовой ответственности, поэтому при любых структурных изменениях нет необходимости в корректировке плана счетов — система самостоятельно учтет все изменения в отчетности.

CNews: Кого из ваших клиентов вы могли бы привести в качестве классических best practices автоматизации отечественного ритейла и почему?

Елена Кудрина: Число наших клиентов уже превысило тысячу, в том числе мы автоматизировали свыше 70 крупных сетей. Характерный пример среди них — сети гипермаркетов «Линия», супермаркетов «Гроссмарт» и дискаунтеров «Копейка». Каждая из этих сетей, имея преимущественный формат, параллельно развивает и другие, становясь мультиформатной. И каждая из них входит в число лидеров в своем сегменте рынка. А достичь успеха, на мой взгляд, им помогли правильные стратегические подходы, с которыми они определились еще до начала своей розничной деятельности. Поэтому я и привожу их в качестве классического, образцового примера.

Все эти операторы всегда были сторонниками централизованной архитектуры информационной системы, все их решения построены на единой платформе. Управление сетью ведется централизованно, в реальном режиме времени.

Когда на первом этапе своего развития эти сети росли в масштабах одного города или одной области, мы получали подтверждение преимуществ такого подхода, хотя находились и скептики. Когда же они шагнули в регионы (причем сделали это легко) и продолжили применять такие же принципы, как и Wal-Mart, усилив тем самым свою конкурентоспособность, — стало ясно, что в России эти принципы живут и работают не только в теории, но и на практике, они обретают «плоть и кровь». Многолетняя практика и множество реализованных проектов по всей России, изучение опыта международных лидеров розничного рынка позволяют нам сделать вывод, что подходы, реализованные в Wal-Mart, успешно работают и в российских условиях, предоставляя возможность передовым ритейлерам создавать устойчивые некопируемые конкурентные преимущества. Если говорить еще проще — быстрее и легче развиваться, становиться лидерами.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS