Обозрение подготовлено
CNewsAnalytics

Александр Котов: Объемы продаж камер в интернет-магазине сравнимы с объемом продаж розничной точки

Александр КотовИнтервью CNews.ru дал Александр Котов, руководитель отдела цифрового фото и видео компании «Альвис Плюс».

CNews.ru: Как бы вы оценили динамику развития российского рынка цифровой фототехники за последний год? Как изменилась доля продаж цифровых фотокамер в общем бизнесе вашей компании?

Александр Котов: Рынок цифровой фотографии относительно новый, и как всякий новый рынок развивается очень динамично. По нашим прогнозам, рост в этом секторе в текущем году составит примерно 200%. При этом, если в прошлые периоды продажи цифровых камер осуществлялись в основном в Москве и Санкт-Петербурге, то сейчас заметно вырос спрос в крупных региональных центрах. В нашей компании с января 2004 года продажи цифровых фотокамер выделены в отдельное направление в рамках «группы перспективных коммерческих направлений». Меньше чем за год нам удалось увеличить продажи цифровых камер более чем на порядок, сейчас они составляют 8% от общего оборота компании, при этом их доля неуклонно растет.

CNews.ru: Какие из продаваемых вами брендов пользуются сейчас наибольшим спросом на рынке? Что определяет, на ваш взгляд, подобное распределение интереса со стороны потребителей?

Александр Котов: Лидером наших продаж является Olympus, далее с заметным отставанием идут Canon, Nikon и Minolta, при этом доля Minolta за последние несколько месяцев значительно выросла. По нашим оценкам, доли вендоров на российском рынке распределяются следующим образом: на Olympus приходится 39%, на Canon — 20%, на Nikon — 12%, столько же составляет доля KonikaMinolta. Доля Samsung — 6%, Sony — 6%. На камеры других производителей приходится порядка 5%.

Компания Olympus проводит грамотную маркетинговую политику на российском рынке: это и сбалансированная модельная линейка, и локализация продукта, оптимальное соотношение цена/качество, сервисная поддержка, обучение продавцов, рекламная поддержка продаж и многое другое. Canon и Nikon хорошо зарекомендовали себя в области профессиональной и полупрофессиональной фототехники (300D, D70), что позитивно сказывается на имидже всей линейки цифровых камер этих производителей. В данном случае имидж подкреплен высоким качеством и надежностью. Цифровая фототехника Canon и Nikon действительно является хорошим выбором для потребителя. Успех KonicaMinolta, на наш взгляд, обоснован очень хорошим предложением в сегменте недорогих камер с большим оптическим зумом (Z10, Z2, Z3), системой стабилизации изображения (Z2, Z3, A1, A2), а также имиджевых моделей с оригинальным дизайном (X31, X50). По нашему мнению, ассортимент цифровых фотокамер, представленных на российском рынке Olympus, Canon, Nikon и KonicaMinolta, позволяет удовлетворить потребности большинства потенциальных покупателей.

CNews.ru: По вашим наблюдениям, какие факторы в принципе являются определяющими при выборе цифровой фототехники? Изменялись ли они за последние годы?

Александр Котов: При выборе цифрового аппарата большинство покупателей интересуют такие характеристики, как количество мегапикселей, размер матрицы, величина оптического зума, наличие ручных режимов, быстродействие и размер. В последнее время «гонка за мегапиксельностью» приостановилась, и все большее количество покупателей уже интересуют в первую очередь размеры матрицы и характеристики оптических систем. Это говорит о том, что цифровые фотоаппараты в сознании потребителя перестают быть «игрушкой» для технарей, а становятся практичным устройством для качественной фотосъемки.

CNews.ru: Какие маркетинговые методы стимулирования продаж этого вида продукции вы используете? Какой из рычагов можно считать наиболее эффективным?

Александр Котов: На наш взгляд, конкурентоспособность компании на рынке определяется двумя факторами: качеством предложения и качеством обслуживания. Под качеством предложения понимается конкурентная цена, возможность предоставления льготных условий оплаты, ширина ассортимента, объем складского запаса. Под качеством обслуживания мы понимаем возможность доставки товара клиенту, своевременное оповещение клиента об изменении цен, появлении новых моделей, возможность транслировать на клиента маркетинговые программы производителя, поддержка самостоятельных рекламных акций клиента, обучение продавцов клиента. Мы считаем, что максимально эффективен только комплексный подход к стимулированию продаж, поэтому работаем по всем указанным выше направлениям.

CNews.ru: Насколько эффективным каналом дистрибуции, на ваш взгляд, является онлайновый магазин по продаже цифровых камер? Какая доля вашего оборота приходится на интернет?

Александр Котов: Объемы продаж онлайнового магазина сравнимы с объемом продаж обычной розничной точки. По сути, это розничный канал сбыта, нацеленный на свою аудиторию. Эффективность его определяется, как я говорил выше, качеством предложения и качеством обслуживания. Наша компания специализируется на оптовых поставках, поэтому сравнение оборота нашего интернет-магазина как розничного канала сбыта с общим объемом продаж компании не совсем корректно. Наши продажи через интернет не превышают 1% от общего объема.

CNews.ru: Как бы вы охарактеризовали типичного покупателя цифровой фотокамеры?

Александр Котов: Так как мы оптовая компания, нам проще описать не конечного потребителя, а каналы сбыта цифрового фото в целом. В настоящее время можно выделить три четко оформившихся канала сбыта цифровых фотокамер: ИТ-канал (компьютерные салоны), фото-канал (специализированные фотосалоны и магазины) и сети бытовой техники.

Доминирующее положение ИТ-канала объясняется тем, что компьютерные компании первыми начали активно заниматься цифровым фото, а также, собственно, большим количеством розничных компьютерных салонов. Фото-канал, как и сети бытовой техники — это традиционные продавцы фотоаппаратов, и по мере роста рынка и популяризации цифровых камер, их доля в продажах будет, видимо, увеличиваться. Сейчас происходит формирование еще одного канала сбыта — сетей салонов сотовой связи. Их потенциал достаточно высок — сотовые компании имеют серьезный опыт работы на динамичном и конкурентном рынке, обладают развитой инфраструктурой продаж и хорошо поставленной логистикой. К тому же цифровые фотокамеры по своим массогабаритным параметрам соответствуют формату салонов связи.

CNews.ru: Какие факторы, на ваш взгляд, сдерживают развитие рынка цифровой фототехники?

Александр Котов: Думаю, что основной сдерживающий фактор — это недостаточное развитие рынка цифровых фотоуслуг. Если в Москве и Санкт-Петербурге количество фотосалонов, оказывающих услуги обработки и печати цифрового фото, достаточно велико, то в большинстве других городов страны подобные услуги либо отсутствуют, либо поддерживаются единицами фотосалонов, что определяет их высокую стоимость. По мере развития сервиса будет расти и рынок цифровых фотоаппаратов.

CNews.ru: Как вы оцениваете дальнейшие перспективы его развития? Каковы ваши стратегические планы по продвижению этого вида продукции?

Александр Котов: Рынок цифрового фото в ближайшие несколько лет будет оставаться интересным как с точки зрения темпов роста, так и с точки зрения объема. Безусловно, по мере развития рынка будет ужесточаться конкуренция как между дистрибуторами, так и между вендорами. Произойдет перераспределение объемов продаж между каналами сбыта. Наши планы на этом рынке достаточно амбициозны — мы планируем стать одним из ведущих оптовых поставщиков цифрового фото и видео во все регионы России.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS