Обозрение подготовлено
CNewsAnalytics

Россия: пленка «сдает позиции»

Российский рынок цифрового фото пока несколько отстает в своих показателях от европейского — по объемам, но в скором времени может обойти его по темпам роста. Если в Европе уже намечается точка потребительского насыщения, то в России «цифра» только начинает отвоевывать позиции у «пленки».

Продажи цифровой фототехники на российском рынке пока только начинают «набирать обороты». Отечественный пользователь долго не спешил отказываться от привычных пленочных аппаратов ввиду все тех же причин, которые ранее тормозили развитие и мирового рынка «цифры». Во-первых, из-за недостаточного уровня развития сопутствующих сервисов был осложнен процесс печати снимков. Во-вторых, дороговизна оборудования и услуг печати. В-третьих, уровень распространения домашних ПК в России пока ниже, чем в Европе — а фактор наличия домашнего компьютера пока что считается одним из определяющих при покупке цифровой камеры.

В итоге, российский рынок цифрового фото, который по сути только начинает формироваться, пока никем толком «не посчитан». Хотя все эксперты отмечают довольно скромное его место в европейском рейтинге продаж цифровой фототехники. Объем рынка называют примерно — от 200 до 300 тыс. шт. в 2003 году. Понятно, что эта цифра не учитывает «серых» поставок, которые по данному направлению, вероятно, сопоставимы с оборотом мобильных телефонов аналогичной «расцветки». Для сравнения, европейский рынок цифровой фототехники в 2003 году составил, по оценкам IDC, 16 млн. шт. Объем рынка цифрового фото США за тот же период, по данным Gartner, превысил 14 млн. шт.

Динамика рынка цифрового фото

Однако отечественный сектор уже опережает другие европейские страны по темпам роста — по оценкам GfK, этот показатель в 2002 году составил 223%. Основные изменения в динамике продаж произошли в конце 2002 года, а «взрыв» продаж пришелся на апрель-май 2003 года. Стимулирующим фактором стало существенное расширение ассортимента на рынке, расширение модельного ряда, снижение цен и предоставление сопутствующих услуг. Рост рынка за 2003 год оценивался российскими дистрибьюторами уже порядка 250% . Например, в сети «Белый ветер» только за 3 летних месяца 2004 года рост продаж цифровой фототехники составил 322% в денежном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2003 года. Все вместе это подтверждает глобальную рыночную тенденцию к росту популярности цифровой фототехники и постепенному вытеснению аналоговых фотоаппаратов.

В 2004 году доминирующими тенденциями в этом сегменте остаются, во-первых, дальнейшее снижение средних цен на камеры, и во-вторых, расширение функциональности устройств. Продавцы отмечают значительный рост рынка цифрового фото в регионах — по итогам 1 полугодия 2004 года региональные показатели продаж уже начинают опережать московские. Заметно расширяется список требований пользователя к функциональности, и в частности, растет спрос на цифровое видео. Все большее число потребителей обращает внимание на наличие таких возможностей, как просмотр и отбор снимков в период съемки и перед печатью, хранение фотографий на ПК, а также удобный формат для дальнейшей обработки и передачи изображений.

Рост рынка цифрового фото в России, 2004 — 2005гг. (тыс. штук)

Рост рынка цифрового фото в России, 2004 - 2005гг. (тыс. штук)

Источник: Графитек, 2004

По ожиданиям IDC, в этом году рынок может вырасти в 3 раза — до 1–1,2 млн. штук. В денежном выражении это означает 400–500 млн. долларов. На 2005 год IDC прогнозируют увеличение объема российского рынка цифровой фототехники до 2 млн. штук. Сами продавцы ожидают еще большего увеличения его емкости — в 2–2,5 раза — т.е. до 2,5 млн. камер.

Кто делит российский «апельсин»

На российском рынке сейчас представлен тот же спектр вендоров цифровой фототехники, что и в Европе — плюс условно отечественная продукция. В бизнесе брендов Россия пока занимает не первые места по продажам, однако высокие темпы роста позволяют прогнозировать скорое ее появление в тройке лидеров.

Так, по оценкам Olympus, объем продаж цифровых камер этой марки в России по итогам 2003 года вышел на уровень таких стран, как Чехия и Голландия. В бизнесе компании, 50,8% оборота которой в 2003 году приходилось на продажи пользовательской фототехники, это означает пятое место, при том, что в 2002 году российский сегмент находился только на седьмом. Всего же за период с 1999 года до настоящего момента оборот Olympus в России вырос на 532%. Эксперты компании прогнозируют, что в 2004 году отечественный рынок может вырасти до показателей Испании и Италии, а к 2005 году, предположительно, выйдет на уровень потребления цифровой фототехники Германии и Великобритании.

Большинство дистрибьюторов на этом рынке отмечают особую лояльность российского потребителя к продукции таких вендоров, как Olympus, Nikon, Canon и Minolta — благодаря наличию в их линейках бюджетных моделей с достаточно неплохим функционалом, а также имиджевых аппаратов, к которым в этом году заметно повышенное внимание.

Дистрибьюторская компания Blade отмечает перспективность брендов Sony и Panasonic, продажи которых выросли за прошлый год на 85% и на 100% соответственно.

Спрос на цифровый камеры, дистрибьютор Blade, 3 кв. 2004 ($)

Торговая сеть «Белый ветер» предлагает свой рейтинг (Top10) продаж цифровых фотокамер по итогам летнего периода 2004 года:

1Olympus C-160
2Olympus mju400
3Samsung Digimax 370
4Olympus mju300
5Samsung Digimax 301
6Olympus mju-410
7Nikon Coolpix 3200
8Canon Digital IXUS 500
9Canon PowerShot A80
10Nikon Coolpix SQ

Потребительские предпочтения

По оценкам большинства дистрибьюторов, наибольшей популярностью в этом году в России пользуются 3 и 4-х мегапиксельные фотокамеры. Продажи 1–2-х МП устройств заметно сократились, ввиду появившейся возможности получить больший функционал примерно за те же деньги. Наиболее значимыми для потребителя факторами при выборе фотокамеры считаются сейчас такие, как размер матрицы (количество мегапикселей), бренд и цена. Дополнительные функции цифровых фотоаппаратов не пользуются большой популярностью, при этом устройства одного сегмента от разных производителей обычно схожи по набору имеющихся сервисов и настроек.

По данным продаж сети «Белый ветер», 41% от общего количества продаж цифровых камер за 3 летних месяца пришлось на 4-х МП устройства. 32% составили камеры с размером матрицы 3МП. На более дорогие модели (5-ть и более мегапикселей) пришлось 18% продаж. Интерес покупателей к бюджетным 2-х мегапиксельным моделям, как комментируют представители торговой сети, вполне обосновано снизился до 9%, — разница в цене по сравнению с 3-х мегапиксельными моделями составляет пару десятков долларов, а качество изображения существенно хуже.

Опрос покупателей цифровых фотокамер в «Белом ветре» показал, что около 75% являются активными пользователями компьютерной техники и имеют представление о возможностях и преимуществах цифровой фототехники. На ситуационные покупки приходится не более 10% продаж. Около 15% покупателей — профессиональные пользователи, которые предъявляют высокие требования к техническим характеристикам цифровых фотоаппаратов.

Одновременно продолжают увеличиваться продажи цифровой фототехники в интернет-магазинах. В настоящий момент цифровые камеры входят в сегмент наиболее активно продаваемой продукции электронных торговых площадок. Потребителя привлекают здесь два обстоятельства: возможность сэкономить время, необходимое для посещения обычного магазина, и относительная дешевизна товаров. Опытный покупатель, как правило, прежде чем сделать покупку, обходит традиционные магазины с целью выбрать товар. И уже определившись с моделью, отправляется по онлайн-магазинам, где подыскивает самое дешевое предложение.

Статистика запросов в поисковой системе Яндекс

Рубрики

Хосты

Посетители

Хиты

Фото

22505

18719

59426

Оборудование для профессионалов

204

204

243

Аксессуары

228

226

259

Компактные фотоаппараты

800

783

1018

Цифровые фотоаппараты

14929

12968

27443

Аксессуары для цифровых фотоаппаратов

824

799

1184

Зеркальные фотоаппараты

1251

1215

1759

Источник: Яндекс, 2004

Бурный рост продаж цифровой фототехники в России, по различным экспертным оценкам, в ближайшие годы будет сохраняться. Правда, о скорой замене аналоговых камер цифровыми (которую уже прогнозируют, например в США) говорить пока не приходится. Дальнейшее развитие этого рынка будут стимулировать такие факторы, как расширение ассортимента, динамика цен, увеличение числа домашних ПК и наличие у пользователя соответствующей периферии для работы с «цифрой», а также развитие цифровой печати.

Мария Попова

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS