Статья

Как маркетологи захватывают геолокационные сервисы

Телеком Информационное общество Навигация

Совсем недавно социальные сети выступали как новый этап в эволюции человеческой коммуникации, когда основное общение между людьми переместилось в онлайн-среду. Сейчас мы настолько плотно "подсели" на соцсети, что они из разряда социологических феноменов превратились в сложный инструмент самоорганизации общества, оказывающий влияние даже на реальную политику. Социальные сети будут развиваться, трансформироваться, но вектор их развития уже задан, ниша сформирована. Что окажется на повестке дня в социальных коммуникациях завтра, куда нас заведет технический прогресс?

Эту картинку разработчики "оживили" сервисом микроблогов и живой лентой новостей. Пользователь стал "актуальнее". Внедрение сервиса геолокаций стало логичным продолжением этой "актуализации" – пользователь обрел "динамичность". Теперь он может рассказать больше о своем образе жизни, распорядке дня, социальном уровне. Как любой потребитель бренда, он перенимает часть декларируемого брендами успеха. В данном случае – брендов заведений, сферы услуг.

В этом смысле успех геолокационных сервисов можно объяснить тем, что они фактически восполнили незанятую нишу "потребления брендов": если раньше все демонстрировали свой статус брендами-продуктами, то теперь появилась возможность добавить к этому подчас более показательные бренды сферы обслуживания.

Хорошо продуманная социальная механика, обеспечивает высокую вовлеченность пользователей в процесс рекомендаций, оценок, ранжирования. Практически все успешные социальные геолокационные сервисы в той или иной мере используют игровую форму взаимодействия с пользователем, чтобы сохранить его мотивацию для самостоятельной генерации контента. В этом большое достижение сервисов геолокации – они не завязаны на модерации контента администраторами и не обременены необходимостью наполнения объемного массива данных по локациям.

Пользователи отмечаются и создают новые метки, чтобы получить эксклюзивный статус, набрать больше баллов, чем другие; чтобы находить и иметь возможность быть найденными своими друзьями в определенном месте. Это механизм с очень мощным виральным потенциалом, который сейчас далеко не полностью раскрыт.


Состязательность стимулирует людей активнее пользоваться LBS

Правда, этот же механизм имеет обратную сторону. Делая информацию о себе публичной, пользователь рискует стать объектом неправомерных действий, затрагивающих его privacy. Так, в марте этого года Apple заблокировал мобильное приложение с говорящим названием Girls Around Me, которое показывало мужчинам, где поблизости находятся женщины. При этом сами женщины не догадывались, что информация об их местоположении, которой они делились со своими друзьями, используется кем-то еще. Чтобы избежать так называемого "сталкинга" (нежелательного внимания к другой персоне и ее навязчивого преследования), LBS, скорее всего, будут эволюционировать в сторону строго закрытых групп друзей, которым вы персонально можете предоставить доступ к информации о вашем местонахождении (пример – приложение "Найти моих друзей" от Apple).


LBS, скорее всего, будут эволюционировать в сторону закрытых групп друзей, которым пользователь доверяет

Последствия от необдуманного предоставления информации о своем местонахождении могут быть и куда более серьезными – американским военным в Ираке рекомендовано отключать геолокационные опции в смартфонах во избежание целевых минометных атак противника.

Коммерческая выгода

Большой плюс LBS для рядового потребителя – это возможность получить рекомендации, советы и подсказки от других пользователей, которые уже воспользовались той или иной точкой обслуживания. Достоинство это отчасти связано с высокой степенью доверия к персонализироаванным рекомендациям и пока невысокой степенью их коммерческого, "проплаченного" размещения. Сравните с отзывами на страницах Яндекс.Маркета – степень анонимности пользователей сводит на "нет" ценность их советов.

Обширные перспективы сулит синтез геолокаций с купонными сервисами. Пример: крупнейший российский LBS Altergeo предлагает найти ближайшие к вам заведения, где сегодня действует скидка (обычно 10-20%). Зарегистрировав купон прямо из приложения, вы получаете идентификатор, предъявление которого в заведении даст вам скидку. Это дорога, по которой уже вовсю идет Groupon. Foursquare с июля также присоединится к купонной лихорадке.

Таким образом, сервисы LBS расширяют сферу своего влияния: от простого информирования, что находится вокруг пользователя, они становятся инструментом discount hunting'а (охоты за скидками), позволяющим реально экономить в ореоле шаговой доступности, а не в масштабе огромного мегаполиса.

Перейдем теперь к, возможно, самой интересной части – как бизнес может использовать тот огромный потенциал, который имеют LBS.

Уже сейчас внедряется синхронизация между LBS-приложениями и системами компаний. Так, можно узнать цену бензина на ближайших АЗС, посмотреть расписание кинотеатра, меню ресторана и кафе, забронировать столик, посмотреть наличие свободных мест в гостиницах, забронировать номер. Конечно, в авангарде нововведений – США, но, думается, в ближайшее время эта волна дойдет и до нашей страны.

Учитывая статистику использования LBS, в ближайшие месяцы и годы эту технологию ожидает лавинообразный рост. Если бизнес хочет получить конкурентное преимущество, нужно уже сейчас включать работу с аудиторией LBS в маркетинговый план.