Статья

Росстат делает шаг к электронному обществу

Цифровизация Информационное общество Инфраструктура

Сегодня много говорится и немало делается для внедрения безбумажных технологий при сборе статистической отчетности как на федеральном, так и на региональном уровне. О том, какие шаги предпринимаются для этого, в своей статье для CNews рассказал Вячеслав Забелин, заместитель руководителя Росстата.

Федеральная служба государственной статистики является одним из 49-и субъектов официального статистического учета, осуществляющих сбор первичных данных от хозяйствующих субъектов. Практически все федеральные министерства, службы, агентства являются субъектами официального статистического учета и проводят федеральные статистические наблюдения, формируют официальную статистическую информацию. Более того, практически все региональные органы власти осуществляют сбор административных отчетов от хозяйствующих субъектов, по крайней мере, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.

Поэтому задача перехода на безбумажную технологию – это не задача отдельного федерального органа. Это общая цель всех федеральных и региональных органов власти, федерального и региональных правительств.

Суммарная экономия бюджетных средств при переходе на безбумажную технологию при сборе отчетности от хозяйствующих субъектов значительно больше экономического эффекта от внедрения межведомственного документооборота, так как число тиражируемых в год бланков по одной форме равно количеству отчитывающихся хозяйствующих субъектов, помноженному на периодичность формы отчетности. Всего по России около 100 тыс. хозяйствующих субъектов (без малого предпринимательства), а количество их территориально обособленных подразделений превышает 150 тысяч. Количество форм федерального статистического наблюдения, по которым осуществляет сбор только Федеральная служба государственной статистики, составляет 240. Некоторые из них являются одновременно и годовыми и квартальными и месячными.

Но каждую форму необходимо еще довести до респондента. Это – почтовые расходы федерального бюджета.

Но каждую заполненную форму респондент должен представить. Это – почтовые или транспортные расходы хозяйствующего субъекта.

Но форму необходимо не просто заполнить, а заполнить правильно, соблюдая Указания по ее заполнению, поскольку предоставление недостоверной первичной статистической информации (несоблюдение обязательных контролей, содержащихся в Указании) влечет за собой административное наказание либо повторное представление формы.

Единый формат. Единая технология!

Росстатом разработан и утвержден Унифицированный формат описания формы статистической отчетности в виде XML-шаблона. На официальном сайте ведомства уже размещено около сотни форм статистической отчетности в таком формате. Все территориальные органы государственной статистики принимают отчетность в электронном виде, если она представлена в Унифицированном формате. Такой подход позволяет респонденту использовать одну универсальную программу, предоставляемую Росстатом безвозмездно для заполнения форм статистической отчетности.

Наверное, имело бы смысл сделать Унифицированный формат единым форматом для всех субъектов официального статистического учета.

При сборе отчетности в электронном виде субъекты официального статистического учета должны использовать единую технологию. Более того, эта технология должна использоваться и при реализации государственной функции в электронном виде, и при оказании государственных услуг в электронном виде (юридически значимый электронный документооборот с использованием ЭЦП при отправке, с проверкой сертификата ЭЦП при приеме, с подтверждением о получении, с ведением архива электронных документов и т.д.). Наверное, респондентам (хозяйствующим субъектам) было бы удобно и выгодно использовать для этих целей одну, а не 49 ЭЦП, а субъектам официального статистического учета использовать одну универсальную доступную функцию проверки сертификата ЭЦП.

Чьи интересы затронуты?

Переход на представление отчетности в электронном виде осуществляется и в интересах респондентов, и в интересах органов государственной статистики.

Если респондент заполняет отчетность через электронную форму, построенную с использованием XML- шаблона, размещенного на официальном сайте органа государственной статистики, то он тем самым гарантирует себя от штрафных санкций за предоставление недостоверной информации.

Дело в том, что в XML- шаблоны включены все обязательные для респондентов контроли, содержащиеся в Указаниях по заполнению форм федерального статистического наблюдения, утвержденных приказами Росстата. Нарушение респондентом при вводе данных любого из обязательных контролей диагностируется программой, и отправка такого отчета в территориальные органы статистики блокируется. При этом программа информирует респондента об обнаруженных ошибках. Он имеет возможность откорректировать введенные данные и сделать новую попытку отправить отчет в органы статистики, подписав ее электронной цифровой подписью.

Респондент все же может быть оштрафован при условии, если он допустит ошибку при заполнении бумажной формы федерального статистического наблюдения и представлении ее в территориальные органы государственной статистики. Данные будут введены сотрудником территориального органа статистики, и если программа ввода обнаружит в представленном отчете ошибки, то данные будут квалифицированы как недостоверные. За этим последует административное наказание.

Переход на представление статистической отчетности в электронном виде осуществляется и в интересах органов государственной статистики. В частности, снижается объем рутинной работы по вводу информации с бумажных форм федерального статистического наблюдения в органах государственной статистики. Также уменьшается число отчетов, содержащих недостоверные данные, по которым органы государственной статистики обязаны проводить дополнительную работу, включая применение административных штрафов. Кроме того, повышается качество статистической информации и создаются условия для сокращения сроков сбора отчетности.