Росстат делает шаг к электронному обществу
Сегодня много говорится и немало делается для внедрения безбумажных технологий при сборе статистической отчетности как на федеральном, так и на региональном уровне. О том, какие шаги предпринимаются для этого, в своей статье для CNews рассказал Вячеслав Забелин, заместитель руководителя Росстата.
Предоставление респондентами первичных статистических данных в электронном виде может осуществляться либо непосредственно в территориальные органы государственной статистики (так называемая система веб-сбора), либо через специализированных операторов связи.
Что требуется от респондента?
Для представления отчетности в электронном виде через систему веб-сбора респондент должен в ней зарегистрироваться, то есть представить в орган статистики заявление о своем намерении сдавать отчетность в электронном виде и сертификат электронной цифровой подписи лица, обладающего правом подписи статистической отчетности. Зарегистрированный в системе веб-сбора респондент получает право пользоваться размещенной на сайте органа государственной статистики программой ввода и XML- шаблонами на безвозмездной основе. Респондент может заполнять электронную форму статистической отчетности либо непосредственно на сайте территориального органа государственной статистики (онлайн-режим) либо на своем компьютере (оффлайн-режим). Заполненная респондентом форма, прошедшая обязательные этапы контроля, подписывается ЭЦП респондента и отправляется на электронный адрес территориального органа государственной статистики.
Кто такие "специализированные операторы связи"?
Специализированный оператор связи – это организация, предоставляющая услуги по обмену открытой и конфиденциальной информацией между органами государственной статистики и респондентами, в том числе гарантирующая доставку электронных документов в границах своей зоны ответственности, установленной соглашениями с территориальными органами Росстата и договорами с респондентами.
В действительности эти услуги дополняются сервисами предоставления пользователю программы ввода данных через электронную форму и сертификата электронной цифровой подписи.
В настоящее время сотни тысяч юридических лиц представляют налоговые декларации в электронном виде по каналам связи. Это результат семилетней работы налоговых органов и специализированных операторов связи по внедрению данного способа представления отчетности.
Те же самые операторы сегодня поставляют сегодня услуги респондентам для представления статистической отчетности в органы статистики.
Таким образом, операторы – это организации, продвигающие технологию электронного сбора отчетности, используя сложившиеся с налогоплательщиками отношения по представлению деклараций в электронном виде.
Опыт взаимодействия
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации оказывают территориальным органам Росстата помощь и поддержку по привлечению хозяйствующих субъектов к представлению статистической отчетности в электронном виде.
Так, например, правительство Республики Башкортостан, действуя в рамках внедрения проектов "Электронная Россия" и "Электронный Башкортостан", рекомендует государственным учреждениям представлять различного рода отчеты, в том числе по формам федерального статистического наблюдения, в электронном виде.
Кабинетом министров Республики Татарстан принято два постановления, в которых рекомендовано предприятиям, независимо от форм собственности, представлять отчетность в органы государственной статистики в электронном виде.
Правительством Красноярского края выпущено Распоряжение «О представлении статистической отчетности с электронно-цифровой подписью», которое обязывает респондентов краевой формы собственности и рекомендует респондентам федеральной и муниципальной форм собственности представлять статистическую отчетность в электронном виде.
Правительство Омской области оказывает содействие Омскстату в привлечении бюджетных организаций к сдаче отчетности в электронном виде. В результате этой работы к концу 2010 года более чем в 6 раз увеличилось количество бюджетных организаций, отчитывающихся в электронном виде.
По итогам 1-го квартала 2011 года одиннадцать территориальных органов Росстата достигли и превысили значение показателя «доля отчетности, предоставляемой крупными и средними предприятиями в электронном виде», установленное Росстату Правительством Российской Федерации на 2011 год (30%): Красноярскстат (74%), Комистат (72%), Липецкстат (58%), Чукотстат (47%), Свердловскстат (38%), Камчатстат (37%), Алтайкрайстат (35%), Кировстат (34%), Новосибирскстат (30%), Саха(Якутия)стат (30%). Как видно, это вовсе не Москва, не Санкт-Петербург и не Ханты-Мансийский автономный округ, входящие в тройку лидеров в рейтинге готовности регионов России к информационному обществу согласно материалам, опубликованным в 2010 году Институтом развития информационного общества.
Каковы перспективы?
Во-первых – это полномасштабный переход всех хозяйствующих субъектов на представление информации в электронном виде через интернет во все органы власти федерального и регионального уровня. Электронный документооборот, не дублирующий, а исключающий бумажный документооборот является реальным индикатором, характеризующим движение хозяйствующих субъектов и органов власти в направлении к информационному обществу.
Во-вторых – использование данной технологии при проведении обследований населения. Если гражданам предоставляется возможность получения государственных услуг в электронном виде (во многофункциональных центрах, в центрах коллективного доступа, дома – с персонального компьютера), то он может аналогичным образом заполнять электронные анкеты и отправлять их по электронной почте. Использование бумажных технологий органами государственной власти (размножение печатных бланков, их рассылка, ввод или сканирование полученных от респондентов рукописей с последующим распознаванием и ручной корректировкой) будет рассматриваться в информационном обществе как неэффективное использование бюджетных средств.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a2642