Второе рождение ГЛОНАСС не обходится без проблем
До недавнего времени российская навигационная система ГЛОНАСС использовалась исключительно в целях военных ведомств. Однако с принятием правительством РФ решения продвигать систему на потребительском рынке, она пережила второе рождение: сформировались новые цели, появились интересные векторы развития. Не обошлось и без проблем. Пути устранения некоторых из них обсуждались на конференции "ГЛОНАСС-решения: в госструктурах и бизнесе", организованной CNews Conferences и CNews Analytics.
Господин Митрейкин рассказал также о том, какие основные направления деятельности по применению ГЛОНАСС в ТЭК России планируются в дальнейшем. Это создание нормативно-правовой и методической базы, разработка моделей прогнозирования кризисных ситуаций и оценка рисков, внедрение высокоточных систем мониторинга с использованием ГЛОНАСС/GPS и пр.
Навигации необходима интеграция
Создание ГЛОНАСС и разрешение ее использования не только в военных целях подразумевает множество путей реального применения системы, поэтому навигационные технологии оказались очень востребованными государством и бизнесом. Возникло огромное количество разобщенных проектов, причем — каждое ведомство или регион старались реализовать свою программу, которая решила бы частные задачи. В результате появилась серьезная проблема: каким образом интегрировать подобные проекты, объединить данные и протоколы в единое информационное поле.
Как рассказал Вадим Шпенст, директор института интеллектуальных электронных систем Северо-западного государственного технического университета, с точки зрения Академии транспорта одним из таких интеграторов могли бы стать ИТС. При этом докладчик заявил, что сейчас большинству участников не совсем ясно, что подразумевается под интеллектуальными транспортными системами, и дал определение этому понятию. Кроме того, он представил основную цель такой системы и рассказал, что является ее технической основой. Господин Шпенст подчеркнул, что главное в предложенном подходе — не просто создание ИТС, а выявление набора сервисов, которые она предоставляет. Определив это, можно интегрировать все проекты на основе ГЛОНАСС между собой. Как следствие, не надо унифицировать протоколы обмена между конкретными датчиками навигационных устройств, а нужно создать такую систему интеграции, которая позволила бы взаимодействовать на уровне центров обработки данных. По мнению спикера, это исключительно задача государства.
Выступающий представил структуру современной ИТС, показал решаемые ею задачи. Он продемонстрировал, что объемы информации слишком велики и с трудом поддаются систематизации и управлению, поэтому необходимо задать концепцию ИТС, разбить ее функционирование по уровням (управленческий, технологический и пользовательский) и обеспечить их взаимодействие. После чего Вадим Шпенст вкратце остановился на идеологической основе построения данного класса систем, коснулся роли науки в их развитии и уточнил, кто нуждается в такого рода услугах.
Геодезия нуждается в популяризации
Сегодня не существует развитого информационного поля, которое в достаточной мере освещало бы науку геодезию и ее роль в навигации. По мнению Владимира Вдовина, ведущего научного сотрудника Государственного научно-исследовательского навигационно-гидрографического института, в настоящее время многие, говоря о ГЛОНАСС, забывают, что эта система состоит не только из спутников и навигационных приборов. В нее входят также исходные координаты и навигационные карты, без которых навигация бессмысленна. Вопрос же о полезности ГЛОНАСС и ее включении в мировые навигационные системы на профессиональном транспорте, к которому относятся речной, морской и авиационный, давно не стоит. Уже более 20 лет функционирует система, в которую в нормативном порядке входят GPS и ГЛОНАСС, а в 2015 году добавится и Galileo.
При этом господин Вдовин заявил, что сухопутной навигации пока нет, а все, что сейчас делается в этом направлении, выходит за рамки правового поля, поскольку в России отсутствует понятие навигационного обеспечения на сухопутном транспорте. Поэтому к внедрению различных ИТС надо относиться очень аккуратно. Докладчик также добавил, что ГНСС ГЛОНАСС на сегодня пока не обеспечивает необходимую точность мониторинга состояния стационарных объектов, и сейчас нет серьезных технологий, которые бы по их подвижке в 2, 3 или 5 мм могли дать прогноз, скажем, на полтора часа вперед.
Спикер отметил, что сама по себе ГНСС — это далеко не все, что сделано сейчас в мире. По его мнению, для США и части европейских разработчиков навигационных систем та же GPS — вчерашний день. С ее помощью продвинутые научные коммерческие и государственные фирмы калибруют сегодня гравитационное поле Земли. Когда это произойдет, навигационные лидеры откажутся от затратной ГНСС, и лет через 5–7 выпустят первые приборы гравитационного плана, имеющие блок памяти с внесенной в него моделью гравитационного поля. С помощью таких приборов будут проводиться прямые измерения соответствующих параметров. Другими словами, задачи останутся теми же, точность их решения будет та же, но при этом не будут задействованы какие-либо спутники.
Владимир Вдовин рассказал, что сегодня ГЛОНАСС завязана на работу секретных пунктов космической геодезической сети (КГС). И основная проблема как раз в том, что открытая навигационная система базируется на секретной исходной сети. При этом есть и открытые, давно определенные пункты геодинамической сети IGS. Однако нет нормативного акта, позволяющего использовать их для навигации. Докладчик привел достоинства и недостатки геодезического обеспечения системы ГЛОНАСС, на основе которых обозначил основную задачу — популяризацию системы параметров Земли. В качестве ее решения господин Вдовин предложил прописать такие параметры во всех информационных источниках в России.
Презентации участников круглого стола
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a2623